компакт-дисков, а также "ЛМ Тест-
CD I", на котором записаны третьок-
тавные полосы “розового” шума. Сле-
дует также раздобыть трехметровую
линейку и шумомер с линейной ха-
рактеристикой (или с характеристи-
кой “С"). Вместо него можно исполь-
зовать любой нснананравлеиный мик-
рофон с чувствительностью не хуже
3 мВ/Иа и вольтметр переменного то-
ка. имеющий диапазон измеряемых
напряжений 0,1-3 мВ.
Процедура измерений
Установите контрольный громкого-
воритель примерно в том месте ком-
наты, где должен находиться один из
громкоговорителей вашей стереоси-
стемы, а шумомер (микрофон)
на
расстоянии не менее 4 метров от этого
громкоговорителя: затем воспроизво-
дите третьоктавиые полосы “розово-
го" шума, начиная с дорожки 39 и за-
канчивая дорожкой 38. В течение 30 с,
пока звучит одна полоса шума, при-
близьте шумомер (микрофон) к рабо-
тающему громкоговорителю на рас-
стояние. при котором уровень зву-
кового давления увеличится на 3 дБ.
Измерьте и запишите это расстояние.
Сделайте такие замеры на каждой
полосе шума в диапазоне от 100 до
8000 Гц. Затем вычислите частотную
характеристику стандартного времени
.реверберации Г|;„(/), используя для
этого преобразованное из формулы
(3) соотношение:
/;„,(/) = 3,25-10 1
V /r „ * ( / ) ,
(4)
где
V -
объем комнаты прослуши-
вания, мэ;
г„ (У) —
радиус гулкости па избран-
ной частоте, м.
Настройка реверберации
в помещении прослуши-
вания
Ухо человека различает около 50 гра-
даций времени реверберации в диапа-
зоне от 0,5 до 3 с, то есть часто исполь-
зуемых ее значений |6|. Эти данные
свидетельствуют о том, что наше слу-
ховое восприятие
феноменально
тонкий
акустический
инструмент.
Именно но этой причине общество
аудиоинженеров (Audio Engineering
Society) 171
установило жесткие тре-
бования к допуску на стандартное
время реверберации в зависимости от
частоты в комнатах прослушивания:
'/'«,(/) = 0,45 ±0,15 с
(5)
в диапазоне частот 250 Гц < /< 4 кГц.
Столь жесткий допуск был задан, не-
смотря на то что самые точные расчеты
времени реверберации в комнатах про-
слушивания дают значительно боль-
шую погрешность. Именно поэтому
стандартное время реверберации при-
ходится сначала рассчитывать, а затем
настраивать комнату, контролируя ре-
зультаты настройки измерениями. В
связи с трудоемкостью этого процес-
са возникла потребность в упрощении
процедуры таких измерений. Предла-
гаемый мной метод позволяет это лег-
ко сделать, если отказаться от вычисле-
ний времени реверберации и ограни-
читься определением двух значений
радиуса гулкости, представляющих со-
бой, исходя из требований, записанных
в выражении (5), допустимые пределы:
от Г,|(П1|1|) = 0,084 V F
До г„(„м„) ” 0.087 VÎT
(6)
В области высоких и средних частот
настройку звукопоглощении и комна-
те производят добавлением (изъяти-
ем) штор или занавесок. І Іедостающее
звукопоглощение на низких частотах
достигается в результате сооружения
щитов Бекеши или панелей резонанс-
ного поглощения звука. Аномальное
повышение времени реверберации в
какой-нибудь узкой полосе частот
устраняется размещением настроен-
ных на эти частоты полых резонанс-
ных поглотителей.
Хотя на частотах ниже 250 Гц до-
пуск на время реверберации не очень
жесткий, тем не менее и в этом диапа-
зоне настройка комнаты должна быть
сделана как можно более тщательно.
Т р е т и й
этап. Акустические
измерения для нахожде-
ния оптимального место-
положения громкоговори-
телей и слушателя в ком-
нате прослушивания
На этом этапе измерения произво-
дят, когда
строительство
комнаты
прослушивания, включая ее заглуше-
ние, полностью закончено и вам оста-
лось разобраться, где паи лучшим об-
разом разместить громкоговорители
вашей аудиосистемы и в каком месте
должен находиться слушатель.
С объективистской точки зрения
размещение громкоговорителей и слу-
шателя является правильным, когда:
в районе головы слушателя нет
вредных отражений звука, то есть та-
ких, которые запаздывают относи-
тельно начала прямого звука менее
чем на 3 мс1;
1
3 м г
rro
h jk'M H
лаилндыилнин , диггатпчнек? дли
rom. чтобы черные отражении не были глышны. тик
кик попадают н .тону леЙгтиия эффекта Хаага. Об
этом эффекте гм в "ДМ* .Ns 2 (37) 2001, г. 159.
неравномерность общей ДЧХ сте-
реопары громкоговорителей, вызван-
ная их взаимодействием между собой
и с комнатой прослушивания, мини-
мальна.
Определять с помощью измеритель-
ных приборов время прихода отраже-
ний нет необходимости. Их просто
нужно исключить, воспользовавшись
правилом:
Удаленность громкоговорителей, а
также слушателя от границ помеще-
ния должно быть таким, чтобы длина
прямого пути звука от любого гром-
коговорителя до головы слушателя
была минимум на 1
м (но не более
10 м) меньше длины этого пути,
включающего одно отражение звука
от любой стены, потолка или пола.
Это требование может быть выпол-
нено
аудиофилом
самостоятельно.
Для этого нужно на практике приме-
нить знания но геометрии, получен-
ные в средней школе.
С определением неравномерности
обшей
АЧХ
громкоговорителей
в
комнате прослушивания дело обсто-
ит намного сложнее. Чтобы разо-
браться в этом вопросе, придется в
очередной раз углубиться в акустиче-
скую теорию.
Каждому понятно, что АЧХ громко-
говорителя, измеренная в условиях
комнаты прослушивания, не должна
совпадать с измеренной в звукозаглу-
шенной камере хотя бы потому, что в
комнате микрофон улавливает не толь-
ко прямое излучение громкоговорите-
ля, но и создаваемое им поле ревербе-
рации. К сожалению, этого чисто каче-
ственного знания недостаточно для
Практического применения, а потому
нам придется остановиться иа физиче-
ских аспектах этого явления более под-
робно, Сначала вспомним (см. выраже-
ние (2)), что интенсивность прямого
излучения громкоговорителя при уда-
лении от него убывает пропорциональ-
но квадрату расстояния, тогда как ин-
тенсивность поля реверберации от рас-
стояния не зависит. Когда расстояние
между микрофоном и громкоговори-
телем становится больше радиуса гул-
кости (г > г,,). интенсивность поли ре-
верберации начинает доминировать в
результатах измерений. Этот случай
соответствует условиям прослушива-
нии музыки через аудиоаппаратуру,
ведь расстояние между громкоговори-
телем и слушателем обычно составляет
от 2 до 3 радиусов гулкости. Это очень
важное утверждение, так как оно от-
крывает глаза на то, что слушатель, а
следовательно, и микрофон, с помо-
щью которого мы собираемся произво-
дить измерения, находятся в практиче-
184
АудиоМагазин
4/2001
предыдущая страница 185 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 187 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст