a
»
. w
А н а т о л и й Л И Х Н И Ц К И Й
П р о в е р к а к в а р т и р ы б ы л а
п р о и з в е д е н а ; н е д у м а я б о л ь ш е
о п о к о й н о м п л е м я н н и к е ,
н и о к в а р т и р е , с о д р о г а я с ь п р и
м ы с л и о б о п а с н о с т и , к о т о р о й
о н п о д в е р г а л с я , М а к с и м и л и а н
А н д р е е в и ч , ш е п ч а т о л ь к о д в а
с л о в а " В с е п о н я т н о ! В се
п о н я т н о ! " — в ы б е ж а л в о д в о р .
М . Б у л га к о в .
" М а с т е р и М а р г а р и т а
"
Коли узнать нею акустическую
подноготную комнаты прослуши-
вания, то следовало бы бежать из
нес без оглядки, однако мы не со-
бираемся этого делать, наверное
потому, что аудионрееса долгие
годы представляла нам проблемы
архитектурной акустики в розо-
вом свете и в конце концов вну-
шила. что для домашнего прослу-
шивания музыки годится любая
комната, а если проблемы и воз-
никают, то они решаются путем
перестановки дивана или выве-
шивания ковра.
На самом деле создание комна-
ты прослушивания нисколько не
проще, чем создание любого ком-
понента аудиосистемы, только вот
просчет в проектировании комнаты об-
ходится много дороже. Известно, что
ошибки, допущенные в схеме усилите-
ля, устраняются заменой конденсатора
или резистора, причем в течение не-
скольких
минут.
Чтобы
исправить
ошибку, допущенную при акустиче-
ской реконструкции помещения, нуж-
но пригласить бригаду рабочих с ку-
валдами или отбойными молотками.
Ошибки в архитектурной акустике,
несмотря на их высокую цену, совер-
шались довольно часто. Их допускали
даже известные специалисты, Напри-
мер. в процессе реконструкции зала в
Карнеги Холл непререкаемый автори-
тет Лео Беранек применил акустиче-
ские рассеиватели звука стоимостью
в несколько миллионов долларов и
окончательно испортил акустику по-
мещения.
Подобные ошибки происходят вовсе
не из-за небрежности в расчетах. Точ-
но рассчитать конструктивные пара-
метры привлекательного для слуха по-
мещения просто невозможно. Именно
поэтому при акустическом проектиро-
вании прибегают к методам последо-
вательных приближений, дополняя
расчеты акустическими измерениями.
В наиболее ответственных случаях
акустические измерения производят
на миниатюрной модели нроектируе-
мого помещения с применением ультра-
звуковой техники. По результатам
этих измерений корректируют разме-
ры помещения, места размещения рас-
сеивающих и звукопоглощающих эле-
ментов, и только после этого начина-
ют строительство. Для не слишком
больших помещений, таких как ком-
ната прослушивания, способ коррек-
ции. основанный на использовании
уменьшенных моделей, считается чрез-
мерной роскошью. Поэтому в рассма-
триваемом нами случае акустические
измерения следует проводить непо-
средственно в строящейся комнате.
Измерения эти выполняют в три этана.
Па нервом этапе измерения нужно
произвести после того, как возведены
стены, иол и потолок, но еще не уста-
новлены рассеивающие и звукопогло-
щающие элементы. Основная задача
этих измерений
выявить области
концентрации,
слит ии
собственных
частот комнаты, а также аномалии
диффузности звукового ноля:
ф окуси -
/м аки,
предрасположенность к
ф лат -
теру
н тому подобное. По результатам
этих измерений производят геометри-
ческую коррекцию помещения.
На втором этане измерения произ-
водят после того, как проектируемая
комната заполнена, в соответствии с
расчетом, рассеивающими и звуко-
поглощающими
элементами,
а
также мебелью, декоративными
украшениями, книгами, картина-
ми и тому подобным. Проводи-
мые в этом случае акустические
измерения называют
ревербера-
ционными.
Их осуществляют все-
гда в условиях, максимально при-
ближенных к реальным, с одной
целью —
уточнить количество по-
глощающих и рассеивающих зву-
ки элементов.
На третьем этапе измерения
производят для тот, чтобы опре-
делить иаилучшне места в комна-
те для размещения громкоговори-
телей и слушателя. Строго рас-
считать эти места нельзя, однако,
чтобы не искать их вслепую, как
иголку в стоге сена, некоторые полез-
ные для такого поиска расчетные со-
отношения я приведу ниже.
А теперь одно замечание. К сожале-
нию, не все акустические и механиче-
ские процессы, происходящие в поме-
щении. поддаются объективному кон-
тролю. Особенно это относится к так
называемым
скры т ы м резонансам \
11.
причиной которых может стать перо-
излучение звука стенами, полом и по-
толком на частотах их механических
резонансов. Скрытые резонансы пото-
му и называются скрытыми, что их
нельзя обнаружить на АЧХ. Обычно
они выявляются с помощью тонких
фазовых измерений, которыми в архи-
тектурной акустике редко пользуются,
в основном из-за сложности организа-
ции подобных измерений. И тогда нам
ничего не остается, кроме как восполь-
Меломаны в комнате прослушивания.
Слева направо: А. Лихницкий, И. Кузьменко, В. Волков
(адрес: СПб, Литейный пр., 30)
4/2001 АудноМагл.іим
1 8 1
предыдущая страница 182 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 184 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст