ггудргокпув
Приведенные рассуждения не голо-
словны, они были тщательно вывере-
ны мной при конструировании роли-
кового проигрывателя грампластинок
на 78 об/мин. Кстати, у Вас есть воз-
можность оценить, насколько низкий
уровень низкочастотной детонации у
зтого проигрывателя. Прослушайте
сделанные с ним записи на компакт-
дисках "AM ТеСт-CD 1" п "AMЛ Тест
CD +”, а затем сравните их с фрагмен-
тами “Лебединого озера", записанны-
ми мной в 1994 году с использованием
(сообщаю это по секрету) переделан-
ного на 78 об/мин проигрывателя
"Электроника Б1-01”. Запись эта была
выпущена в свет на компакт-диске
UL96161: 11. И. Чайковский. Концерт
для фортепиано с оркестром № 1
и
Сюита из балета “Лебединое озеро" в
псп. А. Рубинштейн/Д. Барбиролли.
2.
Почему иногда мне приходится
применять алмазные иглы для воспро-
изведения грампластинок на 78 об/мин,
я уже рассказывал. Сейчас я попы-
таюсь защитить ученых-пемцев от на-
падок читателей и объяснить, почему
создавшие электроакустический рай
немцы тем не менее пользовались
сверхтвердыми, или, как их тогда на-
зывали, "вечными” иглами.
Еще в период граммофонного рая
немцы, как впрочем и англичане, по-
няли, что соотношение
твердости
и
стираемрсти
у пластинки и у иглы
должно быть таким, чтобы игла под-
вергалась большему износу, чем пла-
стинка. Они не сомневались, что луч-
ше выбросить иглу, чем пластинку.
Именно поэтому на заре грамзаписи
(см. рис. 12) англичане изобрели дере-
вянную иглу (grammophone fibre nee-
dles), а немцы разработали мягкие
стальные иглы. Изготовленные из
специально подобранного сплава, эти
иглы позволяли проигрывать грам-
пластинки без заметных искажений в
течение ровно 5 минут |7|.
Потребность в сверхтвердых иглах
возникла в связи с широким распрост-
ранением граммофонных автоматов, в
которых без перерыва на смену игл
приходилось проигрывать от 20 до 30
пластинок. Сверхтвердые иглы немцы
изготавливали
из
вольфрамовых
сплавов, а также путем хромирования
стальных игл.
"Каменную", точнее сапфировую,
иглу предложили не немцы, а англи-
чане |8|. Их выпускала с 1937 года
фирма “Walco"7. Игла представляла
7 Примерно за двадцать пять и г до англичан фран-
цузская фирма "Bathe-lreres" применяли сапфиро-
вые иглы для воспроизведения пластинок с глубин-
ной записью.
собой сапфировый конус со сфериче-
ской поверхностью вершины, который
своим основанием завальцовывался в
алюминиевый стержень, напоминаю-
щий по размерам обычную стальную
иглу. Это было сделано для того, что-
бы каменная игла устанавливалась в
звукосниматель так же просто, как и
обычная игла.
Только в середине 4()-х годов уче-
ные-немцы из фирмы "Siemens” реши-
лись применить сапфировые иглы, по
сделали это необычным для тех вре-
мен способом. Они разработали элект-
ромагнитный звукосниматель (см. фото
в начале), в котором крохотный копчик
из сапфира с радиусом закругления
50 мкм был интегрирован в подвиж-
ной сердечник преобразователя голо-
вки. За счет этого революционного но
тем временам технического решения
немцам удалось уменьшить приведен-
ную к игле массу подвижной системы
головки с 200 до 10 мг и снизить при-
жимную силу звукоснимателя со 100
до 20 гс. Б результате этого нововведе-
ния ожидаемое повышение износа
грампластинок оказалось не столь
значительным. Более того, новшество
это оказалось действительно прогрес-
сивным и предопределило тенденции
в конструировании позже выпускае-
мых головок звукоснимателей.
И еще одно, к сожалению, не заме-
ченное потомками чисто немецкое
новшество. Вот уж эти хитрые немцы!
Еще тогда они отказались от проме-
жуточного поводка между иглой и по-
движным элементом преобразователя
головки. Из-за этого, казалось бы, не-
значительного сокращения пути сиг-
нала АЧХ головки фирмы “Siemens" в
области высоких частот была практи-
чески неограниченной. Поводок же
этот начиная с 50-х годов, вопреки
технической целесообразности, стал
неотъемлемой частью всех выпускае-
мых головок звукоснимателя.
3.
Странный
вид
приведенного
мной
волнового числа
это лишь еще
одно подтверждение того, что боль-
шое количество
циф ровых
перезапи-
сей убивает не только музыку, но так-
же и математические формулы, в том
числе простейшие.
Э п и л о г
К вопросу об озарениях. Если счи-
тать озарением то, что когда-то уже
было, то идея с пружинкой посетила
меня более десяти лет назад. Тогда я
недолго рассуждал, а просто заменил в
тонарме противовес
иа пружинку.
Проигрыватель же с роликовым при-
водом 10-килограммового латунного
диска я собрал задолго до этого, то есть
в середине 1960-х годов. Фото всех этих
прелестей помещено в начале.
Я не раскрывал технической сущно-
сти этих нововведений, потому что в
соответствии с действующим Поряд-
ком каждое озарение должно не менее
десяти лет отстоять в очереди на пуб-
ликацию. Этот Порядок, одинаковый
для всех авторов, существует еще с со-
ветских времен, Его называют "из-
начальное равенство всех озарений”.
Естественно, речь идет только о тех
озарениях, о которых автор хочет со-
общить неограниченному кругу лиц".
Об этом Порядке, ставшем теперь
общероссийским, Вы наверное дога-
дывались, гак как не раз бывали сви-
детелем необъяснимых “наездов" си-
ловых структур на средства массовой
информации. В связи с этим статья о
модернизации проигрывателя “Элек-
троника Б1-01" (см. "AM" № 4 (5) 95,
с. 51-61) была выпущена когда надо,
то есть в срок, соответствующий дей-
ствующему Порядку. Ведь все наибо-
лее важные результаты в области демп-
фирования тонарма я получил намно-
го раньше, то есть в конце 1970-х го-
дов. Именно в то время я собирался
защитить диссертацию на указанную
тему и даже поступил в аспирантуру.
Тут-то меня и ознакомили с сущест-
вующим Порядком; я даже получил
от ученого Совета почти официаль-
ное предупреждение: “Если вы наме-
рены защищаться по теме «Демпфи-
рование тонармов», то для вас это
плохо кончится". ◄
Л и
те pa тура
\.Д е н Гарпии Д ж . II.
Механические
колебания. М., “ФМ", I960, с. 8.
2.
Аполлонова Л. II., Ш ум ова II. Д.
Механическая
звукозапись.
М.,
“Энергия”, 1978, с. 204.
3. Большая Советская Энциклопе-
дия, т. 28. Изд-во “Сов. энциклопе-
дия", М - Л., 1978, с. 496.
4.
Toole
F.
Е „
O live
S.
Е.
The
Modification of Timbre by Resonances:
Perception and Measurement , J. Audio
Eng. Soc„ Vol.36, #3,1968, pp. 122 141.
5.
Bayer В. B.
On the Damping of
Phonograph Arms, J. Audio Eng. Soc.,
Vol. 11 #3, 1968, pp. 207-211.
6.
Ольсон Г.
Динамические анало-
гии.- М., "ИЛ", 1947, с. 224.
7.
Ре/ирер Е. И .
Граммофонная пла-
стинка.
М,— Л., Госхимиздат, 1946,
с. 639, 646.
8. Wireless World, v. 43 , #5,1938, р. 99.
м В эпоху Великих репрессий этот
Порядок
был еше
более строгим: десятилетний срок касался распрост-
ранении озарений среди ограниченного круга лиц.
412001 АуаиаМаггиин 177
предыдущая страница 178 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 180 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст