вращается
в
достаточно
жесткую
опорную точку (см. рис. 8); а тогда, по
известному правилу рычага, прило-
женная к пгде модулированной канав-
ко іі грампластинки переменная сила
/•*, преобразуется в действующую на
поворотные осп переменную силу /*'„
= /’,,(/|/Л) (где /, и
L)
плечи рычага),
которая из-за того, что /,//2 » 1, ста-
новится значительно больше силы
В результате
под действием
этой
страшно большой силы
тонарм,
преодолевая силу тяжести, начинает
“биться” в зазоре осевых подшипни-
ков. Именно .пот аффект я называю
ударными мнкровпбрацпямп тонарма.
Эти вибрации, представляющие собой
короткие импульсы, по трубке тонар-
ма достигают головки звукоснимате-
ля, где преобразуются в слышимый
звуковой мусор, скрежет и тому по-
добное. І Іечто подобное мы услышим,
когда резко поставим треснувшую
чашку на стол.
Вели противовес у тонарма изъять
(см. рис. 9)
центр инерции пере-
местится к головке звукоснимателя,
п тогда мы получим совсем другое
соотношение плеч рычага:
l j U
< 1.
При нем действующие на осп тонар-
ма переменные силы настолько умень-
шатся, что
нежелательные мпкро-
вибрацип тонарма уже не смогут по-
явиться.
* * *
Почему роликовый привод лучше
нассикового? Если ориентироваться
только на снижение рокота, пассик
действительно
имеет
неоспоримое
преимущество. Ведь он обладает боль-
шей гибкостью, чем ролик. Правда,
это верно только до тех пор, пока
не учтено прохождение вибрации по
второму пути. Если же сравнивать
эти приводы но предрасположенности
к
дет онации
, то все приемущества
оказываются на стороне роликового
привода.
Остается
т о л і. і« )
ответить на вопрос,
что нам мешает больше: рокот или де-
тонация? Я лично придерживаюсь
мнения, что рокот
это досадная по-
меха восприятию музыки, тогда как
детонация звука, особенно
низкоча-
стотная
(с частотами модуляции ни-
же К) Гц). даже неслышимая, разру-
шает целостность музыки до основа-
ния. Именно из-за сохранения этой
целостности предпочесть следует ро-
ликовый привод.
Попробую объяснить, почему роли-
ковый привод имеет преимущества в
отношении детонации. В иаеснково.м
приводе момент инерции диска и мо-
мент гибкости иасеика (вращательная
гибкость) образуют фильтр низких ча-
стот6 второго порядка, который осво-
бождает вращение этого диска от не-
регулярностей. І Істочимками нерегу-
лярностей могут стать приводной элек-
тродвигатель. а также механические
элементы передачи этого вращения
(ролики, пасснкн, шестеренки и т. и.).
Каталось бы, очищение вращения от
нерегулярностей очень полезно, если
не учитывать, что из-за отсутс твия по-
терь в пассикс на граничной частоте
этого фильтра образуется выражен-
ный резонанс с добротностью
Q
г
-
20 30. Этот резонанс, как оказалось,
не ослабляет, а наоборот, усиливает
нерегулярности вращения. Из-за Не-
значительных механических возму-
щений в приводе, вызванных, напри-
мер, слегка неравномерным трением в
оси поворотного диска или чуть-чуть
меняющейся толщиной пассика. па
частоте этого резонанса возникает по-
воротное “качание” диска. Назовем
это явление, сходное с вращательны-
ми колебаниями маятника в механи-
ческих часах,
вращ ат ельным рем т аи-
сом.
Поворотное качание диска в пас-
епковом приводе обычно наблюдается
на частотах порядка десятых долей
герца п поэтому вызывает низкоча-
стотную разрушающую музыку дето-
нацию звука.
По сходным причинам фактическая,
то есть не взвешенная, низкочастотная
детонация звука в электропроигры-
вателе "Электроника Б1-01" достигает
0,5%.
Уменьшить ее можно толы«) одним
способом
демпфированием враща-
тельного резонанса. Однако в нассико-
во.м приводе эго демпфирование прак-
тически не осуществимо. Изготовить
б
ГО кіііі
валентная схема этого фильтра нмеег ши.
аналогичным покапанному на рис. 1. только колеба-
тельная «король н неї» .іамеияетея на
y/.wm/ю,
.»ф-
фектинная маета
на
момент ине/щнп,
иоетупа-
нгіьпня то м и ть
на
п/шщоте.іып/нк
механмчеекое
гпнротншнчіие
на
момент еон/мшша ієни я
|П|.
гибкий пассик с необходимым внут-
ренним затуханием никому еще не уда-
лось. а добавление вязкого механиче-
ского сопротивления в осевой подшип-
ник новоротного диска хотя частично и
исправит положение, но при .ном уве-
личит нагрузку на приводной электро-
двигатель до недопустимых пределов.
Пытаясь решить эту проблему, не-
которые фирмы пробовали применять
негибкий в продольном направлении
пассик, например вощеную хлопчато-
бумажную нить, и сразу столкнулись с
новой проблемой: как удерживать та-
кой насей к в натяжении? Ведь без на-
тяжения он не сможет вращать пово-
ротный диск и в конце концов просто
свалится. Выход из этого затрудни-
тельного положения
натягивать
пить пассивным роликом, удерживае-
мым пружинкой или упруго подве-
шенным приводным электродвигате-
лем. Кстати, похожим образом, то есть
с помощью натянутой пружинкой ни-
ти. осуществлялось вращение блока
переменных конденсаторов в радио-
приемниках 30-х годов.
Но к чему мы пришли? Оттянутая
пружиной нить
это ведь пить с вне-
сенной в нее гибкостью, причем без
механических потерь! Вот и получает-
ся. что мы вернулись к тому, с чего на-
чали. “ Негибкий
пассик" оказался
красивым мифом, который позволил
на один аудиосезон припрятать про-
блему нассикового привода под ковер.
В роликовом приводе вращательный
резонанс гоже есть, однако он хорошо
эадемпфнровап и поэтому не усилива-
ет детонацию звука. Хорошее, то есть
критическое
демпфирование резонанса
достигается в этом приводе естествен-
ным путем, за счет удачного сочетания
гибкости и механического сопротивле-
ния резиновой кольцевой насадки на
ролик. Не зря привод этого типа изна-
чально называли
ф рикционным.
176
АупиаМагазин
4/2001
предыдущая страница 177 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 179 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст