1.
Вы
правильно расшифровали
вскользь брошенную мной реплику.
Действительно, роликовый
привод
диска и тонарм с пружинкой вместо
противовеса являются иаилучшпми
техническими решениями среди воз-
можных. Свое утверждение я обосную
ниже, а пока расскажу о том. почему
аудиоиндустрия прошла мимо отих, с
моей точки зрения прекрасных, техни-
ческих решений.
Для начала вспомним, что в своем
первом граммофоне Берлинер исполь-
зовал нассиковый привод (см. рис. б
в журнале “АМ" №»
\
(33) 2000, с. 82).
Тогда эта идея не считалась ориги-
нальной, так как в подавляющем боль-
шинстве машин того времени приме-
нялся ременной привод. Однако Бер-
линер, но невыясненным причинам,
от ременного привода сразу отказался.
Следу юіііпіі ской п р у и рова і и і ы й им
вместе с Одриджем Джонсоном при-
водной механизм был похож на боль-
шие часы. Вращение грампластинки в
нем осуществлялось мошной спираль-
ной пружиной через систему шес тере-
нок. Одна из них вращала ось пово-
ротного диска, на котором лежала
грампластинка, а другая, со скошен-
ными зубьями, через червячный вал
раскручивала механический так назы-
ваем ы й лксцеї при ковы й стабі і л і ізаи >р
частоты вращения.
Пружинный привод без каких-либо
существа
IIIЫХ ІІЗМЄНЄІІІІІІ
кем іструкти 111
в течение 40 лет применялся сначала в
граммофонах, а позднее даже в электро-
фоиах. Таким приводом был оснащен и
зі іамеї
11
іти й і к >рта ті і ві і ы й грам м< х| и я і
(модель 102). разработанный фирмой
“Н МУ" в начале 30-х годов.
Я тщательно исследовал механиче-
ские параметры этого привода и, к
своему удивлению, не нашел в нем не-
достатков. Уровень детонации и со-
здаваемого рокота у пего оказался ни-
же порога восприятия, а сползание ча-
стоты вращения при установке на
грампластинку стограммовой мембра-
ны не превышало 0,5%.
Глави ы м недостатком пружні і н о т
привода считалась его ручная “подза-
водка”. которая требовалась после
проигрывания каждой стороны грам-
пластинки. І Іменно этот недоста ток в
середине 30-х годов стал причиной ра-
дикального усовершенствования это-
го механизма. Тогда вместо пружин-
ного узла в нем появился асинхрон-
ный электродвигатель, ротор которого
вращал упомянутый
механический
стабилизатор, а через червячную пере-
дачу
ось поворотного диска.
Автор этого усовершенствования
мне неизвестен, известно только то,
что многие крупные фирмы, включая
“ТекТипкеп" п "Siemens”, вляпались в
это техническое решение. Дело в том.
что разработчики проигрывателей и в
первую
очередь
их
потребители
столкнулись с совершенно новой про-
блемой -
низкочастотным гулом, так
называемым
рокотом.
Рокот этот по-
чему-то прослушивался только в про-
игрывателях. оснащенных электро-
двигателем. Конечно, специалисты и
тогда ИОІ игмал и, что причиной слы-
шимого рокота являются вибрации
электродвигателя.
Пытаясь решить проблему, ученые-
немцы крепко задумались, но. видимо,
не очень, так как решили, что спасти
электропроигрыватели от рокота моїут
только швейцарцы. Поэтому в конце
30-х годов фирма “Siemens” обратилась
в фирму “РаіІІагсГ ( Швейцария) с пред-
ложением изготови ть и постави ть Рей-
ху большую партию сверхточных элект-
Рис. 1. Электроприводной механизм для вра-
щения грампластинок на 78 об/мин швейцар-
ской фирмы “Paillard” (1930-е годы)
Рис. 2. Устройство электропривода фирмы
“Paillard”
1
- вал поворотного диска; 2 - эксцентрико-
вый регулятор частоты вращения; 3 - тормоз
эксцентрикового регулятора; 4 - червяк для
передачи вращения валу поворотного диска;
5 - ротор электродвигателя; 6 - статор элек-
тродвигателя (в нем видны две электрооб-
мотки)
убеждаемся в том. что эта область ин-
женерной науки была слаборазвита. В
нем (см. рис. 2) вибрации ротора элект-
род в и I ател я совершенно б»ее прей ятст-
веино достигают поворотного диска
через жестко связывающую их чер-
вячную передачу.
С этой почти очевидной по нынеш-
ним меркам недоработкой мирились
примерно до 1948 года, то есть до появ-
ления Lp. С”
переходом на Lp проблему
рокота больше нельзя было игнориро-
вать. Ведь амплитуда полезных коле-
баний канавки у Lp меньше на 6 дБ
в сравнении с грампластинками на
78 об/мин. а значит, относительный
уровень рокота возрастал еще на 6 дБ.
ронрпводов (см. рис. 1)для комплекто-
вания электропроигрывателей. 11емцы
полагали, что безукоризненно сбалан-
сирован п ый ротор электрод в и гателя
устранит нежелательные вибраним. Од-
11
а ко
111
ве й царе кая точ і к>сть ожі щаем ого
результата не принесла. В то время еще
не знали, что вибрации электродвигате-
ля возникают не только из-за механиче-
ского разбаланса ротора, неучтенным
оказалось меха
11
и чес кое возбуждеї і не
электродвигателя протекающим в его
обмотках переменным электрическим
гоком. Сейчас об этих вибрациях знаеі
каждый, кто имеет электробытовые
приборы, так как в любом из них обяза-
тельно найдется вибрирующий силовой
трансформатор или дроссель.
То. что проблема рокота казалась
неразрешимой, можно также объяс-
нить отсутствием в те годы примени-
мой на практике теории виброизоля-
ции1.
Рассматривая
швейцарский
приводной
механизм
изнутри,
мы
1
Теория нііпроімолмцміі и сепжремепном пре.чег;ііі-
іеііпіі
6 i>l i;i
ео.ідаші и 1431 году Ml-
Рис. 3. Приводной механизм с пассивным
роликом
а)
вид сбоку;
б)
вид сверху: 1
- электро-
двигатель, 2 - цилиндрическая насадка на
ось электродвигателя, 3 - пассивный ролик,
4 - поворотный диск (его борт)
172
АудиоМагазин 41200
/
предыдущая страница 173 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 175 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст