г
Коан первый.
О мастерстве.
Когда знаменитый художник
Ма Линь, принадлежавший к
Южной династии Сунь п жив-
III
11
П в XII веке и. :і„ попробовал
однажды встать на голову, он
был поражен огкрьівінеііся пе-
ред ним картиной п удивленно
воскликнул: “Вот как должен
выглядеть мир! Отныне я буду
рисовать его только так!"-
и
молодежь восхвалила его,
а
старо ки отверну л нс ь.
Прошло время, п однажды
случайно он снова встал на но-
ги: “О. как прекрасен мир, ког-
да видишь его по-прежнему.
Надо увидеть его вверх ногами,
чтобы
теперь вновь оценить
нормальный ракурс!”
I I от него отвернулись все, в
том числе п молодежь. Когда
же Ма Линь был более неправ?
Коан второй.
О ритме. “В на-
чале был ритм",
эти слова не
повторяет только ленивый. 11о
что есть ритм?
.по. вслед ла
Блаженным Августином, зна-
ют все, и не знает никто, когда
сталкивается
с
необходимо-
стью
сказать.
Безымянный пе-
вец григорианского хорала от-
считывает время по дыханию,
ученик десятилетки ири Кон-
серватори и играет гамму с ак-
центами но четыре и по восемь:
кто из них ближе к пониманию
того, что есть ритм?
Коан третий.
Об авангард-
ной
музыке.
Многострочная
партитура
Клакнрптока
XI
Карлхайнца Штокхаузена п прозрачное двухголосно Доме-
нико Скарлатти
одинаково страдают от оков ритмиче-
ского напряжения, навязанного им музыкой XIX века.
11о. может быть, больше всего страдает от отих оков сама
музыка XIX века
Шопен. Шуман, Брамс?
Коан четвертый.
Моцарт н Мессиан слушали пение
птиц, но не как романтический “голос природы". Мотивы-
фигурации у Мессиана я называю “птичками”, вся пробле-
ма в том, чтобы поймать их, схватить рукой. Если протя-
нуть широко раскрытую ладонь и выключить секундомер,
“птичка”, может бы ть, н сядет на руку. Если попы таться по-
садить ее в клетку ритмических равномерных акцентов
улетит навсегда.
Коан пятый.
Фермата
остановка
не зря в старинны*
нотах изображалась в виде короны. Она
подлинная цари-
ца музыки. Весь вопрос в том. какой звук ею короновать.
Думая об Анатолии Угорском, пытаясь вновь услышать
его игру в своем воображении, отыскивая знакомую инто-
нацию в блестящем исполнении
Бетховена, Мессиана,
Стравинского, Скрябина, записанном им на “Deutsche
Grammophon". я вспоминаю еще одни знаменитый дзеп-
екпй коан: “Все знают звук хлопка двух ладоней. А как зву-
чит одна?"
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Лекция о ритме, прочитанная А. Угорским 25.10.1
984
Б качестве эн и графа Угорский привел притчу о Ма Ди-
не (см. 1-й коан) п добавил: Я не случайно привел здесь
эту историю. В ней, мне кажется, не только символически
выражен взгляд на эволюцию конкретного художника, па
его популярность, его одиночество, его неизменность и из-
менчивость. но и запечатлен дух творца вообще, его путь,
которым он должен следовать, если он честен. Возможно,
те вещи, которые я сейчас изложу, покажутся кому-то та-
ким же бредом, как и взгляд на вещи вверх ногами, но я
должен их сказать.
К основополагающим факторам европейской музыки
І Іового времени относится и е р и о д и ч н о с т ь р и г м а.
Квадратная метрическая сетка, которую делят, удобства ра-
ди. на две или три доли, в нашем сознании прочно связана
с музыкальным временем вообще. Между тем ясно, что те
органические процессы, с которыми приходится нам стал-
киваться в жизни и творчестве (вдох-выдох, пульсация,
чередование мышечного напряжения и расслабления, удар-
ности-безударности в речи) разворачиваются вне метриче-
ской сетки. Втискивая в эту систему ложно понятых метри-
ческих координат живую, дышащую свободно н прихот-
ливо музыку, мы не только лишаем ее смысла, но н сами
168
АуаиоМзгазин 4/2001
Ю. Гплецкий.
‘ Что значит хлопок одной ладони9’ 1978 г Ленинград. (Бумага, тушь, каллиграфия китайская )
предыдущая страница 169 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 171 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст