плузыка
Ольга СКОРБЯЩЕНСКАЯ,
Константин 'УЧИТЕЛЬ
А
н
а
т
о
л
и
й
" У
г о
р
с к и
й
:
П
я
т
ь
к
о
а
н
о
в
и
к
о
м
м
е
н
т
а
р
и
й
О Т П У Б Л И К А Т О Р А
...В восьмидесятых годах Ленинградская консерватория
в некоторых отношениях представляла собой довольно
грустное зрелище. Только что умерли Вайман, Комаров,
давал свои последние концерты Гутников.
.. 11, даже несмо-
тря на ощущение соприсутствия с Друскиным, Мусиным.
Вакман, Нильсеном, в этом шумном здании уже веяло ка-
кой-то печалью.
Тогда по коридорам
свежевыкрашенным и унылым
ходил деловитый человек с
молотком н что-то лихо чи-
нил, приколачивал. Не все
студенты узнавали в нем рек-
тора Консерватории Влади-
слава Чернушенко. Основны-
ми предметами, составлявши-
ми львиную долю расписания
пианистов младших курсов,
были НВИ. история партии и
физкультура.
В 1982 году в коридорах и
классах Консерватории по-
явился персонаж, один вид
которого был вызовом уны-
лой посредственности. Он
напоминал
экзотическую
птицу, немыслимым образом
залетевшую на берега Не-
вы
пончо
с
бахромой,
волосы
дыбом,
огромный
крючковатый нос. Пианист
Анатолий
Угорский
был
приглашен преподавать на кафедру специального форте-
пиано в 40 лет
возрас т более чем почтенный для лауре-
ата Международного конкурса имени Эиеску 1968 го-
да, дипломанта конкурса имени Чайковского. О нем не
знали ничего
на долгие годы застоя он был “сослан" в
Лен концерт и развлекал слушателей сельских клубов и
городских торговых точек игрой на рояле (в частности,
собственных переложений песен Дунаевского для форте-
пиано). Через год к нему в класс хотели попасть чуть ли
не
в с е
студенты фортепианного факультета, и декана-
ту пришлось закры ть прием заявлений от желающих по-
учиться у Анатолия Угорского.
Мне так п не посчастливилось учиться у пего
вернее,
нет —
он дал мне несколько уроков (немецкого языка и
работы с компьютером). В 1988 году он был изгнан из
Консерватории (официально
за нарушение профессио-
нальной этики: как-то публично назвал исполнение од-
ной дамы “безнравственным"). Сейчас Угорский
нро-
фессор в Дегмольде, знаменит во всем мире, его пять ди-
сков, записанных на "ОешхсЬе Сгапниоріїои", раскупают-
ся мгновенно. Единственное, что его теперь угнетает,
это невозможность играть концерты в своем собственном
индивидуальном режиме и там. где он захочет. Видимо,
это невозможно нигде.
Для ленинградских слушателей навсегда памятны зна-
менитые концерты Угорского в Малом и Большом зале
филармонии в 1986
1988 годах: тогда он сыграл почти
все сопаты Скарлатти и "Ка-
талог птиц" Оливье Мессиа-
на. Угорский комбинировал
сочинения Скарлатти п Мес-
сиана, создавая из них свои
собственные композиции.
Все слышавшие Угорского
отмечали
необыкновенную
своеобразную ритмическук>
манеру, совершенно непохо-
жую на традиционное ис-
полнение. “Он играет, как
инопланетянин!", "Это со-
вершенно невозможно опи-
сать словами"
таковы бы-
ли отзывы публики. На мой
вопрос, как он пришел к та-
кому
свободному,
но в то же
время удивительно
стройно-
му
исполнению сонат Скар-
латти,
Угорский
поначалу
предпочел ответить краси-
вой, но ничего не означаю-
щей метафорой: “Почему я играю каждую ноту тогда, а не
чуть позже или раньше? Я нс знаю этого, по подчиняюсь
внутренней необходимости, закону, повелевающему мне
делать это тогда, а не сейчас. Вот женщина
почему она
собралась родить тогда или сейчас? Никто не знает”, На
самом деле, конечно, у Угорского была своя продуманная
ритмическая теория, которую он однажды даже изложил в
виде публичной лекции перед собравшимися студентами.
Не думаю, что кто-нибудь из нас, сидящих в конференц-
зале Консерватории, понял тогда все до конца, но все бы-
ли заворожены им самим, тем, как он говорил и играл. Не-
давно я нашла в старых тетрадях конспект этой лекции и
попыталась ее восстановить. Изложение живой речи в
схематичных формулах мало что дает тому, кто не слышал
интонации Угорского. Но, может быть, попытаться стили-
зовать ее под давнюю форму дзен-будднстской философ-
ской и педагогической практики
коан
"вопрос, остав-
шийся без ответа”?
4/2001 Аудио Ma га лин 167
предыдущая страница 168 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 170 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст