этой статьи мы начнем серьез-
ный. но доступный н популяр-
ный разговор о системах домашнего
кинотеатра. Сегодня речь пойдет о
конкретном изделии, а далее, случись
на то расположение звезд, начиная с
сорокового номера “АМ ", я планирую
опубликовать серию статей обо всех
компонентах н системах домашнего
кино.
Это далеко не первая статья о реси-
верах. опубликованная в “АМ ". Не-
сколько лет назад мы с М . А. Сергее-
вым и шерстистой собачкой уже пыта-
лись выяснять преимущества этого
дитяти прогресса. С тех пор в аудио-
технике многое изменилось, и о двух
важнейших тенденциях я не могу не
упомянуть сейчас.
Во-первых, просто музыка как ра-
финированная и имеющая самостоя-
тельное значение ценность постепен-
но занимает иные, я бы сказал, более
обособленные п элитарные позиции.
Развитие систем домашнего кинотеат-
ра. а более точно
систем создания
окружающего звука, идет семимиль-
ными
шагами, так что обыватель-
аудиофил норой не успевает отслежи-
вать даже его основные вехи.
Во-вторых, развитие цифровых и
компьютерных технологий находится
еще так далеко от своего физического
предела (а технологии аналогового
.звука уже давно этот предел перешаг-
нули). что то. чего можно ожидать от
их прогресса в ближайшем будущем,
не может представить даже специа-
лист. Ясно только одно — в ближай-
шее время нас ждет не одни повод для
искреннего уД
11
влсипя.
О
р е с и в е р а х в о о б щ е и
о "AV R TO O " в частности
Современный ресивер
это целый
комплекс систем и узлов, а также реа-
лизуемых с их помощью возможно-
стей.
Ресивер -
слово английское, в пе-
реводе означает
приемник.
Однако эта
функция
в
современных
аудио-
видеоресиверах (А В Р ) сохранилась
скорее как рудиментарная. Конечно,
хорошо иметь дома отличное радио-
приемное устройство, но
по данным зару-
бежной
попу-
лярной печа-
ти. лишь 5%
владельцев АВР используют прием-
ную часть в сколько-нибудь ощути-
мых объемах. Более подробное знаком-
ство с функциями АВР потребовало
бы от нас серьезного экскурса в эле-
ментарные основы устройства систем
домашнего кинотеатра, но на некото-
рых моментах мы все же остановимся.
Начнем.
Ресивер осуществляет прием и де-
кодирование как аналоговых аудио-
сигналов матричных форматов ( “Dol-
by Surround" и “Dolby Pro Logic"), так
и более современных дискретных циф-
ровых форматов “Dolby Digital" и
DTS. Одновременно ресивер служит
видеокоммутатором, перенаправляя
видеосигнал на видеомонитор в соот-
ветствии со входом, выбранным поль-
зователем. То же происходит и с аудио-
сигналом, причем в большинстве слу-
чаев может быть сформирован сигнал
5.1. в котором оказывается пять мощ-
ных каналов, предназначенных для
возбуждения акустических систем со-
ответственно
фронта
(лево-центр-
нраво) и тыла (лево-право). Известны
системы, имеющие и большее число
каналов, и соответствующие устрой-
ства для их обработки, в том числе ре-
сиверы. В пределах недорогих цено-
вых групп преобладают именно пяти-
канальные приборы.
Тюнерная секция способна вести
прием н обработку сигналов в диапа-
зонах средних волн (с шагом настрой-
ки как 9, так и 10 кГц) и в диапазоне
У К В . Чувствительность прибора на-
ходится на уровне ламповых прием-
ников высшего класса советского про-
изводства 60-х годов, то есть весьма
высока. Избирательность по соседне-
му каналу приемлема, тем более что
заметный смысл этот параметр имеет
только в системах дальнего приема
сигналов с амплитудной модуляцией.
Т е х н и ч е с к и е х а р а кт е р и -
ст ики. уст ройст во п р и -
б о р а : п л ю с ы и м и н у с ы
Нет сомнения, что тенденции, ха-
рактерные сегодня для развития циф-
ровой, в первую очередь вычислитель-
ной техники будут проникать и в дру-
гие области радиотехники. Так, если
интегрированно-компонентное
уст-
ройство персонального компьютера
сейчас никого не удивляет, а само по-
D IR E C T
строение его напоминает детскую иг-
ру в кубики, то аналогичные процессы
и мощной аудиотехнике воспринима-
ются еще как нечто новое. Тем не ме-
нее большинство самых современных
декодере)в-іірсдуспліітелей уже выпу-
скается в форме, позволяющей исполь-
зовать материнскую плату и ряд узлов,
предполагающих возможность как пе-
репрограммирования. так її оператив-
ной замены.
С этих позиций “AVR100”
вариант
11
ромежуточ
11
ы й. М атері і некая і мата
(то есть уже явно не кросс-плата, вы-
11
ол н я ю щая лишь ком м у та пион и ые
задачи) имеется, однако с оператив-
ной заменой узлов придется пока по-
временить.
“AVR I00" представляет собой ком-
пактное устройство с узлами неплот-
ного монтажа старого поколения, с
активным использованием прогрес-
сивных методов распределения сиг-
налов (многожильные плоские шины,
широкое использование разъемов как
для сигналов малой мощности, так п
для мощных).
Меня, как любителя все разобрать п
полюбопытствовать, что там внутри,
несколько расстроило отсутствие до-
ступа к мощным транзисторам. Д у-
маю, еще в большей мере будут рас-
строен ы с пециал исты сер в и с - це п гра.
если нм понадобится почему-то эти
транзисторы поменять. По косвенным
признакам можно заключить, что мы
имеем дело с “тошибовскими” бипо-
лярными транзисторами с большим
коэффициентом передачи базового то-
ка, но, конечно, я могу п ошибаться.
В системе электропитания применен
дос тато ч но
мощный
торой дал ы і ы й
трансформатор с ежиком на этикетке
уже знакомой нам азиатской фирмы
“T O R O ID Int. Ltd", отдельная система
электропитания маломощных узлов, а
также два электролитических конден-
сатора (10000 мкФ на 35 В) силового
фильтра. Вся система мощного энерго-
снабжения п охлаждения выполнена,
исходя из предположения о невозмож-
ности длительной работы всех пяти
каналов с высокой загрузкой.
При пробе синусоидальным тестом
(1000 Гц, 50 Вт на канал, 30 минут при
температуре в помещении +25°) были
зарегистрированы следующие темпе-
ратуры: радиатор +85°, трансформа-
і
предыдущая страница 149 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 151 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст