"ІРТуЗБТКсГ
речи представитель “властей” берет в
руки мастерок - и вот на закладном
камне возникает недвусмысленная
кучка (цемента?).
.. Вслед за тем мы
видим, как героиня изнывает от стра-
сти в обстановке респектабельной
уборной —
и вот, поленте пипифакса
стремительно взвивается пламя.
.. 11 т. д.
Автоматизм, спонтанность такого
рода изысков
мнимые. Бунюэль лю-
бил придумывать, подмечать в жизни
все необычное и занятное, случалось,
хранил свои находки годами, чтобы
потом поместить, "ввернуть” в фильм
в самый неожиданный момент. И по-
лучался аттракцион для зрителя —
не
имеющий ничего общего с патетиче-
ским
погружением н бессознательное
а 1а Сальвадор Дали.
Зачем тут нужна музыка? За весь
“Золотой век” она принимает участие
в “розыгрыше зрителя” только однаж-
ды. 11о зато как! В саду “маркиза" идут
приготовления к концерту. С трудом
уединившись в укромном уголке сада,
Герой н Героиня готовы слиться в по-
целуе.
.. Пум!.
. Они вздрогнули, отшат-
нувшись друг от друга. Что это за
“пум”? О, небо! Да ведь это божест-
венные звуки “Смерти Изольды”!
концерт начался, раздался первый ак-
корд.
.. Так, едва ли не впервые в ми-
ровом кинематографе в фонограмме
была применена классическая музыка.
Розыгрыш —
с двойным дном. Оче-
видно, Бунюэль был наименее фана-
тичным поклонником Вагнера па све-
те —
иначе он не провел бы недрожа-
щей рукою параллель, цинизм которой
столь же очевиден, сколь очаровате-
лен. Помнится, герои онеры Вагнера, в
силу различных роковых сплетений,
также не могут соединиться. И что,
спрашивается, за "роковой кубок" вы-
пили персонажи Бунюэля, из которых
одна (под продолжающуюся музыку
“Смерти Изольды”) лобызает мрамор-
ную ногу статуи, другой пребывает в
явной неадекватности, ударившись г о-
ловою о висящий горшок с вьющимся
растением?
Параллель между музыкой и си-
туацией, очерченной в сцене фильма,
остроумна и пикантна, но вполне ра-
циональна. Так же обстоит дело и с
11
роч и м
11
музы кал ьны м
11
отры вкам и
“Золотого века", которые звучат в эпи-
зоде разбойн и ков.
Этот вполне бессмысленный эпизод
разворачивается где-то на морском
побережье,
заполняя
промежуток
между двумя кадрами: в первом —
пять кардиналов в молитвенной позе
на каменистом островке, во втором мы
видим остовы тех же кардиналов, с ис-
тлевшими частями митр и облачений.
Музыка Мендельсона
поэма “Гебри-
ды", долженствующая живописать при-
роду Гебридских островов, уместна
здесь просто по маринистской ассоциа-
ции. То же самое можно сказать и о ро-
мансе Дебюсси “La mer est plus belle
que les cathédrales”. Романс хорошо
известен в среде образованных людей
Франции, и, хотя музыка в фильме
идет без слов, многие зрители могут
вспомнить, что там поется о “море”,
которое “прекрасней соборов”. Вот уж
воистину! Глядя на все происходящее
в кадре, трудно не согласиться с этим
утверждением.
“В маленьких деревнях провинции
Арагон существует обычай, вероятно,
единственный в мире, бить в барабан в
Страстную Пятницу.
.. По нигде, кроме
Каланды, это не совершается с такой
таинственной, неумолимой силой.
..
Барабаны Каланды гремят ровно
сутки с полудня Страстной Пятницы
до полудня субботы. Таким образом
отмечается память о Тьме Великой.
..
15 полдень, после первого удара ко-
локола, деревня вздрагивает от неви-
данной силы громового рокота. Все
барабаны бьют одновременно. Бара-
банщиками овладевает необъяснимое
волнение, превращающееся и своего
рода опьянение.
..
Мощный, космический бой бараба-
нов заставляет дрожать под ногами
землю. Достаточно прикоснуться ру-
кой к стене дома, чтобы почувство-
вать, как она вибрирует.
.."
11етрудно догадаться, что священ-
ные барабаны Каланды раздаются в
фильме в момент символического
изображения оргазма. Ничего путно-
го не добившись, герой в ярости вы-
брасывает в окно плуг, жирафу, кар-
динала в остроконечной митре и, на-
конец, выдранную из подушки горсть
перьев.
“Если отвлечься мыслью от знаний
и предрассудков”, то в применении му-
зыки, которое мы находим в “Золотом
веке”, можно усмотреть последова-
тельно проведенный творческий ме-
тод.
Музыкальный ящик “Золотого ве-
ка" имеет еще и третье дно. Всем изве-
стно, что "Гебриды”, не говоря уже
о “Смерти
Изольды".
произведе-
ния симфонические. Но в фильме они
звучат как-то непривычно: мы слы-
шим рояль, некоторых голосов явно
не хватает.
..
Дело в том, что на рубеже веков су-
ществовал обычай печатать партиту-
ры популярных симфонических пьес
для любительского исполнения. Эти
партитуры устроены таким образом,
что в них предусмотрена замена недо-
стающих оркестровых инструментов
роялем. Именно в таком виде Буню-
эль пожелал представить любимую
классическую музыку в своем фильме.
Фонограмма “Золотого века”—
по
техническим причинам
весьма при-
митивна. Кроме немногих реплик и
речи на "закладке монумента” потря-
сающей нелепости, в ней ничего нет
только музыка. Большая часть филь-
ма проходит беззвучно. Ясно, что фо-
нограмма здесь нужна Бунюэлю для
того, чтобы не допустить в свой худо-
жественный мир вторжение тапера
или иллюстратора с граммофоном.
Потому что для режиссера очень важ-
но, в каких местах, какая и как прозву-
чит музыка. Это немногие ключевые
места. Подобное исключительное зна-
чение сохранится в его лептах за му-
зыкой до конца.
Значение музыки
- символическое.
11о символизм ее прочитывается абсо-
лютно отчетливо: при всей кощунст-
вениостп. эпатажности, он насквозь
рационален. Музыка четко соответст-
вует действию, ее выбор
отнюдь не
спонтанный. II, если в употребле-
нии “любительских” партитур на заре
Бунюэля
можно усмотреть
некую
странность, то обращение к музыке в
"Вирндиане”
в начале красочного за-
ката
настолько прямолинейно и ра-
ционально. что. кажется, отрицает
сюрреализм в самом его существе. Что
может быть прямолинейнее этой про-
стейшей параллели? Мир стареющего
дона Хайме и послушницы Виридиа-
нм
Бах и Гендель.
.. Мир простого
пария Хорхе и новой Внридианы, про-
сто женщины - джаз.
..
Музыка
самое строгое, а пото-
му самое иррациональное из всех
искусств. Обращение к ней, то. как
оно совершается,
своего рода выс-
ший тест на иррационализм. Так как
же быть с Бунюэлем
с его культом
подсознательного? ◄
4/2001 АупиоМагазин 133
предыдущая страница 134 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 136 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст