фильма в истории кинематографа. Те-
перь трудно установить, был ли “Зо-
лотой
век" действительно первым
фильмом, задуманным и сделанным
сразу же со звуковой дорожкой. Важ-
но. что, лишь только эта дорожка по-
явилась. Бунюэль воспользовался ею.
Важно также, что “Золотой век”—
пер-
вый шедевр в истории звукового ки-
нематографа и один из самых “аван-
гардных" фильмов в этой истории.
" З о л о т о й в е к "
Этот —
второй по счету фильм Бу-
нюэля
принято считать сюрреали-
стическим. Действительно, он был
снят, когда режиссер стал членом
группы сюрреалистов: право на член-
ство он приобрел благодаря своей де-
бютной работе - “Андалузскому псу”.
Снимая “Пса”, режиссер был незави-
симым от какой-либо группировки
художником. Автор “Золотого века"
адепт сюрреалистического объедине-
ния, он подчиняется общей для всех
членов дисциплине. Он должен при-
нимать участие во всех акциях объе-
динения. вплоть до погромов кабаре,
он прогоняет со студии некоего жур-
налиста. тепло отзывавшегося об “Ан-
далузском нее”, за то. что тот осудил
публичную выходку сюрреалистов.
..
Итак, наш основной предмет: музы-
ка в "Золотом веке". Здесь звучат
фрагменты из классики: романс Де-
бюсси “La mer est plus belle.
..”, отрывок
"Гебридов" Мендельсона и Вагнерова
“Смерть Изольды". Плюс барабанный
бой. Нс так много и, в общем, ничего
особенного. 11о стоит вспомнить, в ка-
кие моменты раздаются эти звуки.
Сюрреалисты исповедовали прин-
цип так называемого
автоматического
письма',
фраза, образ, сюжет, кадр
должны являться немотивированно,
непроизвольно, по первому импульсу.
В таком творчестве можно увидеть ве-
ликий смысл: все, что возникает вне за-
данное™, вне организующей воли, не-
сет информацию о
подсознательном
сверхреальном.
Подобным
образом
Дали и Бунюэль сочинили сценарий
“Андалузского пса": "По обоюдному
согласию мы придерживались просто-
го правила: не останавливаться па том,
что требовало чисто рациональных,
психологических или культурных объ-
яснений. Открыть путь иррациональ-
ному. Принималось только то, что по-
ражало нас, независимо от смысла”.
Как делался сценарий “Золотого
века”—
неизвестно. Но здесь Дали и
Бунюэль не сработались: с появлени-
ем этой картины стало ясно, что ирра-
ционализм двух впоследствии про-
славленных мэтров слишком разного
свойства.
В “Золотом веке" есть смысловая —
и следовательно, сюжетная канва.
Это —
“фильм о безумной любви, не-
умолимой силе, бросающей людей в
объятия друг друга, хотя они понима-
ют. что не могут быть вместе". I I дей-
ствительно, основную часть фильма
составляет повесть о том, как Герой и
Героиня не могут соединиться, по-
весть вполне логичная и рациональ-
ная. Странность лишь в обстановке, в
которой разворачивается повесть: не-
кая “закладка памятника", аристокра-
тическое жилище с коровой, взгро-
моздившейся на кровать, невообрази-
мо комичный концерт на открытом
воздухе, где можно видеть человека с
камнем па голове.
..
В сущности, все
иррациональное
сводится к инкрустациям: эпизодам
не относящихся к действию острых и
необычных положений. Три из них.
обрамляющие фильм, весьма развиты
и кажутся самостоятельными сюжета-
ми. В начале
хроника из жизни
скорпионов, эпизод “разбойников”, в
конце —
сцена-воспоминание о вели-
кой книге де Сада "120 дней содома".
Какая скука
писать, выражаясь
языком искусствоведов, о структуре
“Золотого века”! Ведь всякий, кто ви-
дел фильм, знает, насколько весело и
увлекательно бывает просто вспоми-
нать или пересказывать эту вереницу
блистательных кунштюков. Когда, ска-
жем, “закладка памятника” увенчива-
ется тем, что по окончании своей напы-
щенной и совершенно бессмысленной
132
АудиоМагазин
4/2001
предыдущая страница 133 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 135 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст