Р о м а н РУДИ Ц А
В м е с т о в с т у п л е н и я
Бунюэль неоднократно признавал-
ся в любви к музыке. Но самое красоч-
ное признание сделано им в книге вос-
поминаний "Мой последний вздох”.
Здесь, любя, подобно всем сюрреали-
стам, “автоматизм”, спонтанность вы-
сказывания, он “решил произвольно
выплеснуть на страницы мемуаров не-
которые свои отвращения и пристра-
стия”1. Получился комментирован-
ный список, очень напоминающий
ответ на психологический тест или ан-
кету —
весьма внушительный, почти
из 50 пунктов.
Музыка появляется в третьем пунк-
те, вслед за “Энтомологическими вос-
поминаниями” Фабра2 и маркизом де
Садом. Сперва Бунюэль пишет: “Я
обожал Вагнера и использовал его му-
зыку во многих картинах.
..”, затем се-
тует на то, что старческая глухота3 ли-
шила его музыки как спасительного
“средства, помогающего спокойно уй-
ти в небытие”, наконец, называет дру-
гих любимейших композиторов (Бет-
ховен, Франк, Шуман, Дебюсси),
А ведь фильмы Бунюэля —
с фор-
мальной точки зрения —
одни из са-
мых немузыкальных. Есть среди них
ленты, в которых музыка почти не
звучит. И, что особенно любопытно,
прославленный мастер никогда не за-
казывал музыки специально к своим
картинам, за исключением тех случа-
ев, когда делал это под давлением:
так, снимая в Мексике "Преступную
жизнь Арчибальда де ля Круса", он
“был вынужден записать по требова-
нию профсоюза чью-то музыку”.
обходим. В таком-то состоянии он при-
ступает к созданию “Виридианы". Это —
фильм этапный со времен “Золотого
века"—
первый в ряду тех, что режис-
сер делал по собственному произволе-
нию, без вмешательства продюсеров.
Картины зрелого Бунюэля —
от
“Виридианы” до “Смутного объекта
желания”—
то есть те, что принадле-
жат ему всецело и безусловно, яви-
лись на свет в последний период его
жизни, отделенный точкой ожидания
смерти и утраты слуха. В них музыка
перестает звучать —
только крохотные
мимолетные фрагменты. Зато в “Ви-
ридиане” ее роль исключительно —
как никогда у Бунюэля —
велика.
/1
м
у з ы
к а
в
м
“Виридиана”. 1961 год. Бунюэль стре-
мительно теряет слух и, кажется, все-
рьез собирается умирать. Из-за про-
грессирующей глухоты его тяготят
большие скопления людей, он почти
никого не принимает —
лишь самых
близких друзей и тех, кто насущно не-
1
Здесь и далее цнт. по кн. “Бунюэль о Бунюэле. Мой
последний вздох. Сценарии". М., 1989.
1
Интерес Бунюэля к естествознанию во многом свя-
зан с тем, что в течение года он учился у Игнасио Бо-
ливара - крупнейшего ортоптсрнста своего време-
ни.
1
Книга "Мой последний вздох" сочинялась, когда
Бунюэлю было более 80 лет.
Виридиана готовится стать монахи-
ней. Она приезжает в имение своего
дяди дона Хайме.
.. Звучит фисгармо-
ния: дон Хайме самозабвенно (и само-
погруженно) играет Баха.
Больше мы не услышим фисгар-
монию (точнее, почти не услышим).
Начинается партия граммофона.
Граммофон
: Ода “К радости” (в сце-
нарии сказано: 9-я симфония Бетхове-
на. 4-я часть, с хором). Дон Хайме вы-
нимает из сундука свадебное одеяние
своей жены (как Виридиана похожа
на тетку!).
..
Все изменилось. Дом Хайме пове-
сился, признав перед смертью своего
незаконнорожденного сына. Тот при-
бывает в имение. Виридиана не воз-
вращается в монастырь: она решила
собственными силами совершить ду-
ховный подвиг, создав в доме дяди
приют для нищих.
Фисгармония:
“Хорхе (сын дона
Хайме, предприимчивый молодой че-
ловек) нажимает на педаль фисгармо-
нии и начинает перебирать клавиши:
получается настоящая какофония”.
Граммофон:
под звуки Алмлуйи Ген-
деля нищие, собранные Виридианой,
устраивают в отсутствие хозяев омер-
зительную оргию.
Вновь все изменилось, и прежде все-
го —
Виридиана. “.
..Скорее инстинк-
том. нежели разумом, Хорхе понимает,
что Виридиана в его власти. А он дав-
но ее любит. Вежливо и с чуть ирони-
ческой улыбкой Хорхе отходит в сто-
рону. чтобы пропустить Виридиану.
..”
Граммофон:
джазовая музыка.
Оглохший на старости лет, режис-
сер в начале карьеры явился создате-
лем едва ли не первого звукового
4/2001 ЛуаиоМагвзин
7 3 7
предыдущая страница 132 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 134 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст