Владимир Мартынов (род. 1946)
“Ночь в Галиции”
Ансамбль Opus Posth
Ансамбль народной музыки
Дмитрия Покровского
Татьяна Гринденко, художественный
руководитель
Звук: Мария Соболева, Андрей
Семенов
Д линны е Руки Рекорде CD LA 01029 (по лицензии
С С п’С Records. Eslohe)
69:50
2001 год
“Ночь в Галиции” написана в 1996 го-
ду специально для Opus Posth и Ан-
самбля Дмитрия Покровского. Тек-
сты Велимира Хлебникова ( “Ночь в
Галицин" и “Лесная тоска”). Вот что
пишет в буклете Владимир Марты-
нов: "К концу средневековья музыка
стала изменять своим соседям по ква-
дривиуму — арифметике, астрономии
и геометрии. Музыка сблизилась с
грамматикой, риторикой и диалекти-
кой — дисциплинами, образующими
тривиум, за что и понесла суровое на-
казание. попав в сети литературы. На
протяжении всего нового времени по-
добно хлебниковской русалке музыка
изнемогала и билась в этих коварных
сетях”.
Все сочинения Мартынова, напи-
санные с середины 70-х. когда он при-
шел к религиозному служению, поне-
воле воспринимаются сквозь призму
его идей о “конце времени композито-
ров". Так называется его книга, после
которой, как говорит сам Владимир
Иванович, многие коллеги перестали
с ним здороваться.
Каждый раздел “Ночи.
..” начинает-
ся стандартно — как бы сначала, почти
с нуля: разогревается все более ча-
стым дыханием фраз и мотивов (так
сказать, с равномерным ускорением);
и, наконец, обрывается стандартно —
па ритмическом полуслове, на неус той-
чивой гармонии.
Высокая степень типизации мышле-
ния, конструктивная монотония дают
ощущение “одной и той же музыки",
которую крутят перед тобой в разных
вариантах. И это, разумеется, не про-
счеты автора - Мартынов слишком
техничный композитор. Это просто-
напросто
признаки
канонического
творчества. В нервом приближении
можно сказать, что Гайдн гоже писал
свои последние 12 симфоний — “Лон-
донских"
по единой схеме. Правда,
уже во втором приближении оказыва-
ется. что для него она была не схемой,
а устойчивым алгоритмом творения
(можно, кстати, с большой буквы).
Причем более устойчивым, чем те дан-
ные, которые обрабатывались соглас-
но этому алгоритму. Третье приближе-
ние (впрочем, тоже очень грубое)
убеждает в том, что важнейшие собы-
тия у Гайдна происходят именно тогда,
когда алгоритм дает сбои. А поскольку
алгоритм (дыхание формы) “первее”
данных (музыкального материала),
получается, что сами сбои в системе
(или нарушения симметрии, или
оста-
ток) —
это и есть средоточие метода. Я
бы назвал его “улыбкой творца” (опять
же можно с большой буквы, впрочем,
как кому нравится).
Приблизительно такова Гайднова
метафизика: она может служить при-
мером естественно сложившегося ка-
нонического сознания. Метафизика
Мартынова гораздо более осознанная.
Поэтому она производит впечатление
несколько искусственной (или, мягче,
более искусственной)
впечатление,
которое усиливается отсутствием того
самого
остатка.
“Ночь в Галиции” на-
цело делится на метод. Метод не дает
сбоев. Творец не улыбнется.
И это тоже понятно. Слепой монах
Хорхе из романа Умберто Эко “Имя
розы” истово отрицает, что Христос
когда-либо улыбался. Мартынов -
религиозный художник: возможно,
для него нет ничего выше.
.. ну, ска-
жем, метода, системы, алгоритма. Го-
воря музыкально, слово выше музыки
(конечно, при условии, что это сло-
во
не литература, а то можно "поне-
сти суровое наказание, попав в се-
ти.
.."^ см. выше).
Вот именно — Хлебников для М ар-
тынова не литература. Вернее, ком-
позитор
берет
богатейший
текст
Хлебникова не в качестве поэтиче-
ской основы, а в качестве идейной
точки опоры. Он истолкован как со-
всем иной род словесного творчества,
превращен в обширную аллегорию.
Это символизм, наступательный, как
гортанное архаическое пение Ансамбля
Покровского:
ночь в Галиции,
по сло-
вам Мартынова, и есть вся эпоха ав-
торской музыки.
Древний крестьянский календар-
ный фольклор, пляски вокруг “кресла
белого песчаника”, половые антифоны
девушек и юношей, долго поющих
раздельно (чисто музыкально, впро-
чем, вполне целомудренные) — все
это. очевидно, обозначает произвол
композиторов, бунт этих гордых не-
смиренных индивидов. Конец же, где
рассеивается дохристианский морок
(автор говорит о нем как о "естествен-
ном течении могучего музыкального
истока"), сладок и изящен. Это мора-
лите. подобие нежного гимна новых
времен. Забыты языческие заклина-
ния.
“Поспешите, пастушата,—/Н и
видений, ни ведуний". Наступает эра
новой красоты. Идеал этой красоты
некий бесп(и)лотный барочно-клас-
сицисгекпй микст наиболее общих
формул. К тому времени Владимир
Мартынов его уже создал. Было это в
Magnificat
(рецензию на этот диск см.
в "A.\i" j\1> 1 (36) 2001).
“Ночь в Галиции" впечатляет силой
и тонкостью музыкальных мыслей
(это именно
композиторское
искусст-
во!)
и откровенной идейностью.
служебностью музыки вообще
на уров-
не разделов формы и их сопряжений.
Музыкальная мысль Мартынова бьет-
ся. как русалка, в тенетах его идей. Не
знаю, запланирован ли этот эффект
биения самим композитором, но дей-
ствует он весьма успешно. Например,
поражает соседство, а затем и одно-
временное звучание псевдокалендар-
но-фольклорных нарочито примитив-
ных хоровых заклинаний и тончай-
ших канонов у струнных.
Исполнение не оставляет желать
лучшего. Похоже, что люди, участву-
ющие в пении и игре, действительно
открывают себя “для естественного
течения могучего музыкального исто-
ка". Только он в итоге почему-то ока-
зывается недостаточно могучим (ого-
ворюсь: для меня). Возможно, вино-
вата запись: здесь тот случай, когда
“цифра” съедает энергию исполните-
лей. Живое же исполнение времена-
ми производит действие, близкое к
магическому.
Конечно, никакого “отсутствия ав-
тора", никакого “конца композитора”
ист в этой музыкальной ткани, полно-
кровной, несмотря на то что составле-
на она лишь из музыкальных догма-
тов, придуманных автором для собст-
венного
пользования.
Мартынов
именно композитор, а отрицание ком-
позиторского творчества — ну.
.. мо-
жет, фишка у него такая. Мы же зна-
ем, что такое стиль: это человек.
Диск предоставлен фирмой
“Длинные Руки Рекорде"
7
20
Ауаио Ma газин 4/2001
предыдущая страница 121 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 123 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст