музыка
Shadow Dances
Игорь Стравинский/Orpheus
Chamber Orchestra
Концерт in D
( “Базельский”),
Октет
,
Регтайм
и др. пьесы
Звук: Райнер Майяр, Эндрю Уэдмаи,
Стивен Флок
Записи 1995-96 гг.
D eutsche Grammophon 453 458-2
66:38
2000 год
Сказать, что ансамблевая культура
музыкантов Orpheus Chamber Orche-
stra поражает — не сказать ничего. По-
тому что по слитности их игра не усту-
пает любому исполнению. С любым
дирижером. Есть и разница: чувству-
ется восхитительная свобода испол-
нителей от дирижерской палочки. Не
любил Игорь Федорович кондукто-
ров. Примирялся с ними как с необхо-
димым злом, но мечтал, чтобы музыка
"сама играла”. Здесь именно так. Здесь
ансамбль ответственных солистов.
А интерпретации, считал Стравин-
ский, вообще не должно быть. Играй
“что написано”, и не добавляй лично-
го. В ансамблевой игре по определе-
нию меньше произвола: несколько че-
ловек уравновешивают друг друга —
чисто статистически.
Можно слушать Shadow Dances с лю-
бого места, как читают книгу стихов.
Но можно крутить все подряд и много
раз. Тогда мелкие пьесы сливаются во
вкусный Стравинский спектр. Великое
в малом: начинают мелькать характер-
ные “стравииизмы”, любовно оглажи-
ваемые музыкантами. Все эти несовпа-
дения. синкопы, обрывки уличных му-
зык, судорожноватые подергивания,
трубные гласы местных петрушек. На-
чинаешь понимать, как счастлив был
Стравинский болтаться по Европе, слу-
шать все эти мелочи, регистрировать и
любовно упорядочивать их. Каким он
был завзятым коллекционером музы-
кальных мыслей. Какое удовольствие
он находил в том, чтобы не зарабаты-
вать этим (что, пожалуй, вульгарно) —
но продавать свои коллекции издате-
лям. То есть как бы выбивать им выгод-
ное местечко в будущих временах. И
как с годами тускнело молодое нгранье:
Scherzo a la msse
1944 года — это все же
не то, что две маленькие сюиты 10-20-х
годов, а сумеречное
Танго
(1940) — во-
все не
Регтайм
(1918).
Исполнение не только мелких пьес,
но также
Базельского концерта
и
Окте-
та
надо признать более чем образцо-
вым. Предельная точность и свобода
темпов, дотошное произнесение ма-
нерных Стравинских словес везде не-
изменно — играет ли струнный квар-
тет или ансамбль духовых, струнный
оркестр или полный состав с медыо
и ехидными тулумбасами. Словом,
диск — один из лучших с музыкой
Стравинского, когда-либо записанных.
Диск предоставлен компанией
“Universal Music Russia"
Сергей Загний (род. 1960)
Соната,
фортепиано
Электронная музыка № 5
( Piano
Concerto)
Соната, восстановленная по
фрагментам, порядок которых
утерян,
электронная музыка
.\нтон Батагов. фортепиано
Сергей Загний, редактирование
и мастеринг
Михаил Папуш, звукорежиссура
Д ли нн ы е Руки Рекорде CD LA 00014
62:39
2000 год
Будь помидоры баклажанами, об-
ложка этого диска являла бы идеаль-
ный цвет кетчупа — синтетического,
острого, питательного. Послушав пару
минут,
академически
настроенный
музыкант скажет: это же одна припра-
ва! где тут тематическое мясо, где кар-
тофель свободного развития?
Нету. Загний любит работать с эле-
ментами (так и хочется сказать "миро-
вой музыкальной культуры", но это бу-
дет уже название произведения совсем,
совсем другого автора'), которые всегда
считались бросовым материалом, про-
ходными местами. В них нет индивиду-
альности, но как раз это и привлекает
Загния. В Сонате (1990) секвенции, как
гигантские беспозвоночные, достигают
длины рояльной клавиатуры. ( “И я
увидел лестницу на небо; и вот, ангелы
всходят и нисходят”.) К концу 25-част-
ного сочинения они становятся все ме-
нее примитивными. Им контрастируют
медленные разделы, стилистически, со-
вершенно неопределимые в своей изы-
• Юрий Ханом. “Развитие отдельных элементов ми-
ровой музыкальной культуры” для пианино и пиа-
ниста.
Zagi'Y
Sonaia
Setgv* Zeery
с No. 6
ncerto)
Sordid
ed from
1
W hich
EMtcirowo Nhaw No 5
iRano Coooortol
is Lost
Son«» RoconMrociml from
_
mo гм « oi which
o'*»"
Is W«
a Bamgov
p*anO
и
V
I
сканной простоте - то ли Чайковский,
то ли “пионерская зорька”. Игра Бата-
гова исключительно стильна. Не то мо-
лоточково-клавирная, не то (некото-
рым образом) безналичная, она превос-
ходно попадает в цвет синего кетчупа
из гипотетического овоща.
Ш ирокие парадные лестницы Сона-
ты резко оттеняются микроскопиче-
скими лесенками Электронной музы-
ки № 5 (1995), она же Фортепианный
концерт. Неестественность звучания
МШ Брояльного тембра тут ловко ис-
пользуется, чтобы обострить механи-
стичность движения. Это, собствен-
но, не электронная музыка в ее ака-
демическом варианте, а блестящая
МШ Ьф антазия для робопианиста. Не
приходится сомневаться, что супер-
виртуозность игры сего кадавра стро-
го расчислена Загнием, который лю-
бит с помощью вычислений создавать
эффект загадочной упорядоченности.
“Соната, восстановленная по фраг-
ментам,
порядок
которых
утерян”
(1998) — великолепная реприза пре-
дыдущей Сонаты. Она сделана из ее
звукового материала. Тут упомянутые
лестницы Иакова (в исполнении и Ба-
тагова. и компьютера) разнообразно
перекрещиваются, трансформируют-
ся. Создается образ открытого музы-
кального пространства. Этакого вы-
сохшего соляного озера, идеальной
равнины, на которой снуют рояльчи-
кн, ставя рекорды скорости.
Устремленность всех трех сочинений
переходит уже порог живого порыва и
становится метафорой самого движе-
ния. Электроника означает безгранич-
ность возможностей: рук у пианиста
сколько угодно, играют они сколь угод-
но быстро. Нет ни гармонии, ни там по-
лифонии. Нету кулинарии. Отсутству-
ет самоограничение, всегда считавшее-
ся кулинарной основой творческого
процесса. И это — очевидно осознан-
ный выбор автора. Что, пожалуй, и впе-
чатляет в последнем счете, когда ухо
свыклось с “самой музыкой”.
Диск предоставлен фирмой
“Длинные Руки Рекорде”
4/2001 АуаыоМагязим 119
предыдущая страница 120 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 122 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст