бо говоря, оно зависит от количества
событий (то есть того, что в каждом
конкретном случае принимается нами
за событие) в единицу времени. Важ-
нейшую роль в восприятии любого
временного искусства играет кратко-
временная память. Ее резерв пример-
но 7 - 12 секунд: произошедшие за этот
промежуток музыкальные события
носят
характер
непосредственного
восприятия.
Все это истины, избитые донельзя.
Фактически именно их эффективное
использование — в большей степени,
чем “случайность” или другие анти-
композиторские достижения,— позво-
ляет Кейджу добиться ощущения не-
рукотворное™. Фокус в том, что в
“74" кратковременная память работа-
ет гораздо медленнее обычного. Длин-
ные ноты, из которых состоят инстру-
ментальные партии, тянутся очень
долго, гораздо дольше упомянутых
“обычных” 7-12 секунд. В то же время
они ни на мгновение не становятся
фоном (в этом случае они сразу ушли
бы на периферию слухового восприя-
тия и перестали бы структурировать
музыкальное
время).
Постоянное,
пусть и случайное, тембровое обнов-
ление заставляет нас считать каждую
длинную ноту одним сверхмедленным
событием.
В реальной жизни нам свойственно,
например, задумываться подолгу (а
даже если и не подолгу, то все равно
дольше, чем длится среднестатистиче-
ское музыкальное “сейчас"). “74" ими-
тирует реальное время, хотел того ав-
тор или нет. Кстати, в его собственной
системе координат желание и нежела-
ние суть одно и то же.
И однако рядом с относительно ран-
ним балетом Кейджа "Времена года" его
“74” слушается совсем по-зимнему —
стыло и как-то окончательно. Отсюда
недалеко до смутного чувства: реаль-
ное время не должно вторгаться в
музыку; пребывать в музыкальном
времени — значит освобождаться от
времени реалыюго-биологического-
телесного. Это поч ти как летать.
***
Оба диска претендуют на модное
обаяние. “.
..А вы уже слышали, как Де-
сятников поженил Вивальди с Пьяц-
цолой?" “.
..Как, вы не знаете этого
диска? Там картинка: Кейдж в своей
нью-йоркской квартире составляет
букет из сухих веток. Очень стильно,
и музыка стильная”. “.
..В этих танго
такой
дискурс.
..
столько всего понаме-
шано.
.." Тем заметнее следующее об-
стоятельство: слушать и Джона, и Ан-
тонпо-Астора-Леонида ради какого
бы то ни было
результата
— значит
мало что услышать. Бывает медленное
чтение; здесь потребно медленное слу-
шание. Очень медленное. Возможно,
зимнее. Июльское.
Josquin Desprez
M O TE TS
ORLANDO CONSORT
Ж оскен Депре (ок. 1455- 1521)
Мотеты
Orlando Consort
Звук: Грегор Цилипьскп. Райнхильд
Ш мидт
D eutsche Gram m ophon 163 473-2
70:51
2 0 0 0 год
Orlando Consort — мужской вокаль-
ный квартет, поющий музыку Сред-
них
Веков
и
Возрождения.
В его
составе
контратенор
Роберт
Хар-
Джонс, тенора Чарлз Дэниэлс и Энгус
Смит и баритон Доналд Грейг. Боль-
шинство членов ансамбля выступают
и за другие британские аутентичные
команды — Taverner Consort, The
Tallis Scholars. В октябре 2000 года
Orlando Consort побывал в Петербур-
ге — с концертом в рамках Третьего
фестиваля старинной музыки. Пуб-
лика имела возможность убедить-
ся в чрезвычайно высоком уровне
концертного музицирования: спон-
танность и отточенная ансамблевая
техника, изысканность интонации и
агрессивная подача звука, сдержан-
ный островной юмор и мистический
трепет. Совокупное звучание отлича-
ется каким-то шикарным маньериз-
мом. изощренным слышанием парт-
неров. Чего стоил только трехголос-
ный канон в первом отделении — что-
бы спеть его. три певца внезапно ра-
зошлись но краям сцены, причем ан-
самбль
нисколько
не
пострадал.
Стиль Orlando Consort можно на-
звать архитектоническим:
мощная
воля четверых к строительству поз-
воляет преодолевать огромные зву-
ковые пространства экстенсивных
полифонических композиций. (А ря-
дом с хороводом планет Джона Дан-
стейпла, бывшего астрономом столь-
ко же, сколько и композитором, на
питерском концерте уютно примо-
стились галантные песенки Уильяма
Корниша.)
Для записи пяти- и шестиголосных
композиций
Ж оскена Депре были
приглашены тенор Эндрю Карвуд и
баритон Роберт Макдоналд. Усилием
звукорежиссера звучность Orlando
Consort, и без того волшебная (см.
выше), доводится уже до предела аку-
стической рафинированности и от-
четливости. В общем, эти нехитрые
манипуляции
(конечно,
нехитрые
только эстетически — на деле это це-
лое искусство) значительно прибли-
жают сладостный источник звука и
одновременно очищают его от прояв-
лений бренной человеческой приро-
ды, слышимых, скажем, из третьего
ряда партера.
При этом становится заметной не-
которая механистичность пения. По-
лучается, так сказать, конвейер чудес.
Его ритмические движения местами
кажутся уж слишком ритмичными.
Ровность и бестрепетность дыхания
(присущие и другим британцам, на-
пример тому же Hilliard Ensemble — в
отличие от континентальных коллек-
тивов. таких, как La Chapelle Royale)
возведены уже в стиль. Такой стиль в
условиях звукозаписывающей инду-
стрии как-то незаметно превращается
если не в стандарт для вокальных ан-
самблей, то, во всяком случае, в мане-
ру, ими обобществленную и становя-
щуюся год от года все более и более
неземной.
Впрочем,
если
слушать
“много Ж оскена” (и вообще, и на этом
диске), за его спокойным совершенст-
вом начинает проступать холоднова-
тое течение самого времени.
Оно и есть эстетический смысл
этой музыки, который можно извлечь
из ее студийных записей. Смысл этот,
однако, вряд ли присущ ей самой.
Да по-иному и не может она сущес-
твовать через полтысячи лет после
первого рождения, возникнув заново
полвека назад — вместе с возрож-
дением культуры ренессансного ан-
самблевого пения. В возрождении
Возрождения есть прогресс: поют все
чище, все совершеннее, так что чем
позднее сделана запись, тем с боль-
шей вероятностью она удовлетворит
сегодняшнее ухо. (Что, кстати, со-
ответствует поступательному разви-
тию европейской профессиональной
музыки до X V II века.) Диск Orlando
Consort — вершина на этом пути.
Очередная.
Диск предоставлен компанией
“Universal Music Russia"
118
Лул и о Mo ret эи н 4/2001
предыдущая страница 119 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 121 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст