справочник
Рис. 3.7. Частотные зависимости скорости газового потока в трубе
Обратите внимание: скорость газового потока в системе с большой добротностью головки очень быстро возра-
стает при приближении слева к частоте настройки
(6).
Для систем с малой добротностью
(а)
это не характерно.
= \3/\,,
Уг ~
К,5/2, дополните ее трубой,
настроенной чуть ниже
Р„-
и лучший
фазоинвертор у вас в кармане.
7 .
Н е м н о го о б энергети-
ч е с ки х характ ерист иках
ф а зо инверт ора
Я отдаю себе отчет в том, что чтение
популярной литературы должно при-
носить больше радости, чем пользы. С
этих позиций отправлять читателя к
ранее опубликованному
негуманно.
Однако и повторяться не стоит. Поэто-
му примем соломоново решение: со-
шлемся на мои статьи, в которых энер-
гетик;! рассмотрена достаточно подроб-
но (см. “АМ” № 4 (33) - 6 (35) 2000), а
здесь приведем лишь общие соображе-
ния и достаточно показательный пример.
На тех частотах, где АЧХ АС сохра-
няет плоский характер, ни одно из аку-
стических оформлений
одной и той же
головки
не дает энергетических преиму-
ществ. Па языке акустиков это озна-
чает, что чувствительность АС раз и
навсегда задается головкой (исключе-
ние составляет рупорное оформление).
Если говорят о том, что у фазоииаер-
тора есть энергетические преимущест-
ва перед закрытым ящиком при приме-
нении одной и той же головки, имеют в
виду следующее: его КПД выше на
низких частотах, то есть там. где АЧХ
закры того ящика перестает быть пло-
ской; КПД и. следовательно, чувстви-
тельность фазоинвертора выше, чем за-
крытого ящика, для всех частот, если в
том и в другом случае использованы
различные
головки, максимизирующие
КПД при равных объемах.
Огромного возрастания КПД фазо-
инвертора, в отличие от закрытого
ящика, можно доби ться, смирившись с
неравномерностью АЧХ. Этот немало-
важный факт иллюстрируется следую-
щим примером, кстати, из любитель-
ской практики.
Один мой коллега задумал смасте-
рить высококачественный сабвуфер.
Коллега учен и рассуждал так: если в
оркестре барабан звучит своей мембра-
ной, то пытаться воспроизвести его
трубой (фазоннверториой) - все рав-
но, что черпать воду дуршлагом. Это
трубу можно воспроизвести трубой.
..
Не скрою, чем-то мне его рассужде-
ния симпатичны.
Для своего детища он заказал на
ЛОМО 15-дюймовую головку, воору-
жился 180-литровым ящиком, обеспе-
чившим /•', = 28 Гц, и.
.. с горечью убедил-
ся, что этот монстр даже при немалом
(22 мм) ходе диффузора обеспечива-
ет на частоте среза всего 113,5 дБ звуко-
вого давления: для возбуждения более
значительной громкости и сам диффу-
зор, и величина его смещения должны
бытыюболыпе. А 50-литровый сабвуфер-
фазоинвертор с вое і і 12-дюймовой голо-
вкой на той же частоте создавал 122 дБ
при веет лишь восьмпмиллпметровом (!)
смещении диффузора. Правда, звучала
при этом труба, а не диффузор.
Вся хитрость состоит в том, что при
использовании фазоинвертора в каче-
стве сабвуфера, то есть при ограниче-
нии рабочей полосы одной-двумя ок та-
вами. оказывается возможным полно-
стью смириться с неравномерностью
АЧХ
какая же равномерность в узко-
полосном устройстве! В этих условиях
объем воздуха, продуваемый трубой,
может в десятки раз превышать объем-
ное смещение диффузора на частоте
настройки и в несколько раз его макси-
мально допустимое объемное смеще-
ние, которое определяется конструкци-
ей и ограничивает отдачу закрытого
ящика. Не следует забывать об этой
особенности фазоинвертора и всецело
доверяться скромному обаянию закры-
того ящика.
..
8. Вы в о д ы
Написана последняя формула, про-
читана последняя строчка. Какие же
выводы должен сделать читатель, тре-
бующий вознаграждения за прочтение
статьи?
Во-первых,
фазоинвертор— эффек-
тивнейший инструмент в руках разра-
ботчика акустических систем. Это аку-
стическое оформление позволяет ре-
шить две главные задачи: расширить
АЧХ в низкочастотную область и сни-
зить искажения на низких частотах.
Во-вторых,
данные преимущества не
являются прерогативой исключитель-
но фазой нверторов, в какой-то мере
они могут достигаться применением
других технических решений (коррек-
тирующих фильтров, использованием
специальных головок, АС с пассивным
излучателем, с трансмиссионной лини-
ей п т. п.). Однако надо иметь в виду,
что ни фазоинвертор, ни его конкурен-
ты не могут претендовать на звание
лучшего но совокупности свойств —
у
каждого из них есть свои недостатки.
В-третьих,
главными недостатками
фазоинвертора являются:
- ухудшение импульсного откли-
ка —
по сравнению с закрытым ящиком
и трансмиссионной линией
приво-
дит к потере натуральности звучания
тех инструментов, у которых ярко вы-
ражена атака на басах (скажем, бара-
бан): потеря может быть умеренной
при удачных расчетах н проектирова-
нии и безнадежной
при неудачном;
- шум и свист грубы;
- раздемифнрование при воспроиз-
ведении очень низких частот, что мо-
жет привести к аварии;
сложность в расчетах, а именно
вероятность возникновения ошибки
при использовании неоправданно упро-
щенной модели.
Все недостатки в совокупности дают
основания некоторым авторам (см., на-
пример, “АМ" № I (36) 2001. с. 183)
сделать вывод о неприменимости фа-
зоинвертора в системах высококачест-
венного звуковоспроизведения. Я не
сторонник крайних суждений, к тому
же практика мирового акустикострое-
иия свидетельствует об обратном
коммерческая победа фазоинвертора
над закрытыми системами компресси-
онного типа очевидна. Однако, вне вся-
кого сомнения, если у разработчика
есть иные, свободные от грехов фазо-
инвертора, способы борьбы с недостат-
ками закрытого ящика, если действуют
иные, нежели в массовом коммерче-
ском аудио, критерии, то па пути к до-
стижению высокого качества звука
должны приниматься взвешенные п
обдуманные, беспристрастные и не-
ко
1
гыо
11
ктурі і ые решения.
Дорогой читатель. Эта статья начи-
нает целую серию работ, затрагиваю-
щих вопросы углубленного
изучения
основ электроакустики. Мнение чита-
теля, его отзыв о понятности и полез-
ности материала чрезвычайно важны
автору. Поэтому я со своими помощни-
ками жду ваших писем. ◄
3/2001 Аудио Магазин
7 7 7
предыдущая страница 172 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн следующая страница 174 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст