дорожки mi DCC-кассете и виде фай-
лов с указанным расширением, что уп-
рощало их копирование на винчестер.
Напомню, что алгоритм PASC ничем
не отличается от MPEG Audio Layer I
с битрейтом 384 кбит/с, кроме носите-
ля и многодорожечного способа запи-
си данных на него. Все упомянутые
программы несколько разнятся друг
от друга по принципу действия, что
влечет за собой небольшую разницу
как в качестве, гак и в характере зву-
чания МРЗ-файлов, изготовленных
при их помощи.
Основные сведения об MPEG Audio
вы
можете
получить
по
адресу
www.mpeg.org. а самые начальные
из статьи “Долой Walkman” (“AM” № З
(26) 99). Я позволю себе остановить-
ся лишь на тех аспектах действия ал-
горитма. которые имеют непосредст-
венное отношение к качеству работы
рассматриваемых
программ.
Итак,
сначала частотный диапазон сжимае-
мых звукоданных разделяется на не-
сколько частотных полос. Для алго-
ритма ATRAC количество таких полос
равно 52; для программ “LAME” и
“SCMPX” используется деление на 32
полосы для данных с частотой дискре-
тизации 32 кГц и целых 64 полосы для
данных с частотами дискретизации
44.1
кГц и 48 кГц. Для программы ин-
ститута им. Фраунгофера количество
полос варьируется в зависимости от
того, какой банк фильтров использу-
ется в том или ином случае. Прежде
чем рассказать о фильтрах, нельзя не
упомянуть о том. что во всех совре-
менных
алгоритмах динамический
диапазон сжимаемых звукоданных
искусственно расширяется. Так, для
рассматриваемых версий программ
“LAME” и “SCMPX” характерно пред-
ставление сжимаемых данных на пер-
вом и втором его этапах в 24-битовой
форме, а для "plug-in” от института
им. Фраунгофера —
в 32-битовой. В
верс иях ATRAC с 2.0 по 3.5 использо-
валось 20-разрядное представление
данных, а в версиях 4.0 и 4.5 —
24-раз-
рядное. На третьем (последнем) этане
сжатые данные вновь представлены
16-битовыми словами — для совме-
стимости с недорогой воспроизводя-
щей аппаратурой. Представим себе
имеющиеся на фонограмме перед сжа-
тием звуки в виде гребцов из извест-
ной песни к мультфильму “Остров
сокровищ”. Старуху-“Смэрть” лучше
вообразить в прикиде, напоминающем
нечто среднее между одеянием злоб-
ного католического монаха и хитро-
умного магистра масонского ордена.
Чем больше гребцов —
тем избира-
тельнее дейс твует старуха н выше ка-
чесгво покоса. После того как количе-
ство “гребцов” увеличено за счет рас-
ширения динамического диапазона, за
ними и является наша старуха в лице
тех самых фильтров, управляемых
при помощи алгоритмов, основанных
на принципе дискретно-косинусного
преобразования.
В качестве самих фильтров, соглас-
но
оригинальной
методе
группы
“M PEG /ISO ”,
применяются
про-
граммные фильтры НЧ, действующие
как гейт, то есть срубающие тихие
звуки на фоне громких на корню.
Здесь качество преобразования за-
висит от дискретно-косинусного ал-
горитма.
Такой
“хрестоматийный"
метод
применяется
в
программе
“SCMPX”. В программах “LAME” и
института им. Фраунгофера приме-
няются гибридные фильтры — к уже
упомянутым добавлены полифазные
фильтры. Представьте для наглядно-
сти старуху не с традиционной клас-
сической косой, а с модными серпом и
молотом.
.. Для всех трех программ ха-
рактерно использование таких мате-
матических моделей фильтров, кото-
рые не порождают при работе пара-
зитные
шумы,
характерные
для
ATRAC версий 1.0—3.0. Это хорошо.
Плохо то, что наша старуха орудует в
каждой из частотных полос особым
образом. Это значительно упрощает
вычисления, однако порождает вре-
менные искажения —
здесь покос уже
закончен, там — еще нет. Старуха не
только срывает уборочную и лишает-
ся вымпела победителя соцсоревно-
вания, но и портит звук.
Вторая беда нашего “многополо-
сия"—
несоответствие уровней сиг-
налов, полученных в итоге, их же
уровням в оригинале (то есть разбол-
танный динамический диапазон). В
комбинации с временными ошибками
это не только приводит к “размазыва-
нию” звука, но и влечет за собой дето-
нацию. причем ее уровень на разных
частотах может быть разным. Все об-
стоит хорошо лишь в полосе вокруг
опорной частоты 1 кГц, где времен-
ные ошибки минимальны. Так, все вы-
шеупомянутые
программы
хорошо
справляются с сохранением времен-
ных параметров сигналов с частотой
1 кГц и вокруг, то есть в пределах до-
статочно узкой полосы средних ча-
стот, за пределами которых звук из-
лишне бегуч или, наоборот, замедлен
н басовит, причем все это носит спон-
танный и спорадический характер. Во-
обще, для самых лучших алгоритмов
характерен усредненный коэффици-
ент детонации во всей полосе частот
на уровне 0.18% для MPEG Audio н
0,2% для ATRAC, что существенно
превышает аналогичные показатели
лучших кассетных магнитофонов.
Для алгоритмов сжатия всех типов
характерны безобразные искажения
на краях частотного диапазона, в том
случае когда источник в виде ком-
пакт-диска составляет от единиц герц
до 20 кГц. Для алгоритмов MPEG
Audio они менее серьезны, ибо частот-
ный диапазон делится на полосы рав-
номерно, в то время как в ATRAC под
ВЧ-дианазон отводится непропорцио-
нально меньшее число ПОЛОС, что не
только снижает точность обработки,
но и порождает дополнительные вре-
менные ошибки. С неразберихой но
уровням различных сигналов борются
при помощи компрессии динамиче-
ского диапазона, позволяющей согнать
звуки в кучку, подровняв тем самым
их уровни. Следует особо подчекнуть,
что компрессия динамического диапа-
зона осуществляется на стадии вос-
произведения. поэтому далее будут
рассмотрены и мои любимые про-
граммные проигрыватели
как с ком-
прессией, так п без нее. Несмотря на
всю порочность подобной практики,
это иногда помогает. Против времен-
ных искажений, к сожалению, нет
сколь-нибудь надежных лекарств. Из-
вестно лишь, что решающее влияние
часто оказывают размеры лодки, в ко-
торую сажают оставшихся после по-
коса гребцов, то есть битрейт. Так, в
DCC-магнитофонах использовалось
всего 24 или 32 частотные полосы при
18-битном представлении звукодан-
ных на первом и втором этапах обра-
ботки, однако размер лодки говорил
сам за себя —
384 кбит/с.
Каковы же аудиосвойства рукоде-
лий наших трех (точнее, трех с полови-
ной — “LAME” представляет две вер-
сии) программ? Итак, к сожалению,
рассматриваемая программа от инсти-
тута им. Фраунгофера “заточена” под
один “битрейт”— 320 кбит/с. Переход
к битрейту 256 кбит/с сопровожда-
ется резкой деградацией качества, что
совершенно нехарактерно для других
программ. Итак, начиная с битрейта
256 кбит/с и меньше, качество рабо-
ты “plug-in" от нн-та им. Фраунгофера
совершенно безобразно п представля-
ет собой неудобоваримую звуковую
кашу, где все уровни звучания инстру-
ментов совершенно не соответству-
ют оригиналу, а заодно срублены под
корень все обер- и унтертона. Вдоба-
вок удивляет низкая скорость ком-
прессии — двухминутный оригинал
сжимается за четыре с половиной ми-
нуты. Для программы “SCMPX" рез-
кие переходы нехарактерны, однако.
150
Аудио Магазин
3/2001
предыдущая страница 151 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн следующая страница 153 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст