ным миссионером
II ничего сред-
него. С М И так ж е безнадеж ны , кор-
рум пированы и проф есси он альн о не-
пригодны — они не способны даж е
украсть хорош ую идею. П роф н еп ри -
годность возведена в закон массовой
культуры . Вот какова м етам о р ф о за
п р о ти в о сто ян и я, о котором
велась
речь выше.
В этой обстановке хорош ие (а к т у -
альны е) поп-группы не то что не вы -
ж иваю т — они просто не возникаю т.
Н езаурядны м новы м группам нуж на
не концертная площ адка с ее м ощ ны м
местным негативны м зарядом — они
нуж даю тся в обособленности дом аш -
ней студии, пока общ ественное со зн а-
ние и вся и н ф раструктура ш оу-б и зне-
са не претерпят ради кальны х перемен.
Тем не менее, одна так ая ж елан н ая ре-
волю ционная (в данны х у сл о ви ях !)
группа — уж е с нами. А втор не будет
пересказы вать ее историю и у глу б -
ляться в состав и персоналии, это уж е
сделано другим и (см . ж урнал “Fuzz").
В отнош ении
“Гитар Стерео”
(он и ж е
“Гитары и джинсы”)
достаточно отм е-
тить вы держ анны й с 1983 года по на-
стоящ ее врем я норм альны й гитарн ы й
стиль. Где чи татель статьи м ог сл ы -
ш ать эту группу? Н аверн яка у р ы вк а-
ми по радио п на ТВ. С корее всего —
на
кассетны х сборниках ф ирм ы “Сою з".
В ряд ли — на первоклассном одн о-
именном им портном м агнитоф онном
альбом е (груп па — из К енигсберга,
писалась в П ольш е). Н а подходе — их
первы й CD .
М оя цель — предотвратить д и в ер -
сию со стороны негативистски м ы сля-
щих критиков. О ни, во-первы х, поста-
раю тся представить
“Гитары”
как л о -
гический п родукт р азви ти я “русского
рока”, а во-вторы х, сделать все, чтобы
дей ствительно н аправить их в это рус-
ло. И ны м и словам и,
“Гитары”
следует
слуш ать н епредвзято и будучи хоро-
шо подготовленны м .
Музыка
Все, что до сих пор сочи н ялось, за -
писы валось, бы ло сы грано группой (в
том числе, в ж ивы х клубны х конц ер-
тах) — это вы сш ей пробы хай -ф иде-
лизм . и в этом см ы сле
“Гитары Сте-
рео”—
первая важ н ей ш ая гараж н ая
поп-рок-груп па и з Росси и с колос-
сальны м эксп о р тн ы м п отен ц и ал о м .
К ак правило, канву ком позиций со-
ставляю т чисты е рп тм /со л о -ги тар н ы е
партии, полож енны е в разны х то н аль-
ностях с исклю чительной гарм онич-
ностью и чувством ритма. Т акое зв у -
чание нем едленно вы зы вает в пам яти
типичны е модели п ериод а “б р и тан -
ского вторж ен и я” конца 60-х и начала
70-х вплоть до
The RubbetXes, Christie,
Bay City Rollers.
В п рин ц ип е, этой сти -
л и сти ки по сей ден ь не чуж д К. Н и -
кольский. О дн ако
“Гитары
” обладаю т
при этом свеж естью и новизной: их
ф разы м огут легко обры ваться па кон-
цовке (а-ля
Rolling Stones/19
'h
Nervous
Breakdown),
м огут вы расти в каскад
рублены х аккордов или вдруг см ен и ть
темп. Н еп релож н а л и ш ь их гарм он ия
и м аж орное звучан ие. О чарован и е д о -
п олн яется бас-ги тарой , которая здесь
д у б л и р у ет ф ун кц и и ведущ его и ри т-
м ичного инструм ента, причем с ис-
пользованием и развити ем ар ан ж и р о -
вок Р. Ф р и п п а и его последователей.
Ч то касается барабанов, то. в отли ч и е
от ти п и ч н ы х о теч ествен н ы х групп ,
они не стрем ятся доб ави ть ш ума и
энергети ки или д ем он стри ровать тех-
нику, а и м енно п оддерж иваю т пульс
со всей тактичностью и и зобретатель-
ностью ж и вого и нструм ента.
М елодии Глеба столь ж е н еож и дан -
ны, сколь внутрен не л оги ч н ы (к ак л о -
гичен Н и агарский водопад). Глеб не
и зучал зако н о в м узы ки, поэтом у в его
представлении “всяки е сты ковки зв у -
ков то н альн ы ”. М елодии в их о р и ги -
н альном звучан и и возни каю т у него в
голове, как прави ло, м гновенно. О н
напевает их по м обильн ом у на автоот-
ветчик. потом уж е подби рается о тте-
няю щ ая л и н и я баса, затем - все осталь-
ное. Глеб прибегает к скэт-вокальны м
“добивкам" ( “стихн-хи-хи-хи-хи”), ко-
торы е работаю т как доп олн ительн ы й
звуковой эф ф ект, “п ри м очка”. О н л ю -
би т уходи ть в драм ати ч н ы е “н и агар-
ские" кадансы , когда содерж ательны й
текст спет, а инструм ентам все ещ е н а-
растает,— и бэк-вокал зачастую несет
туда же. О бщ и й эм оц ион альны й э ф -
ф ект действует на слуш ателя, как рю м -
ка хорош его коньяка, вы питая залпом .
Тембр вокала (н езави си м о от его по-
л и ф о н и и ) — классический, и з эпохи
би г-би та п его д ал ьн ей ш и х версий.
Глеб ум еет вы держ и вать тональность,
не ф орси ровать отдельн ы х н ог (как
это делает все чащ е С укач ев) п не ср ы -
ваться на заклю ч ительн ой д оле такта
в ф альцет, как п ракти ковали , н апри -
мер, декаденты 80-х. Т екст
отдель-
ная песня. Его надо слуш ать, и он и зо-
би лует м нож еством см ы словы х п ла-
стов. Д авн о н икто не баловал русское
ухо таким н орм альны м разговорны м
язы ком и вы рази тельностью сю рреа-
листи ч ески х образов. В первы е стало
возм ож ны м облагороди ть даж е тем у
суицида.
М е н т а л и т е т
“Гитары”
уж е столкн ули сь с насто-
рож енны м бойкотом , преж де всего со
стороны F M -радиостан ц ий , которы е
н арод но и н ерц и и слуш ает и в общ ем
в о сп р и н и м ает.
Н а л и ц о у ср ед н ен и е
м узи н ф орм ац и и (м у зы ка — слиш ком
гром ко будет сказан о) д л я некой несу-
щ ествую щ ей субстанции, которую ус-
ло вн о м ож но н азвать “сорокалетней
аудиторией «Р ади о М акси м ум »”. Под
оп равд ан и е бан альн ости п одводятся
разн ы е базы: то “народ вас не пойм ет”,
то “н арод все сож рет”. Группу угнетает
эстети ч еская оторван н ость России от
мира: м узы канты не в со стоян и и объ-
ясн и ть зарубеж н ы м коллегам , почему
п опулярен уз косо ц и ал ь мы й рэп, по-
чем у
о стр о м о д н ы й
ги тар н ы й
поп
группы
Oasis
искаж ен и предстает в
виде
“Мумий Тролля”,
почем у “н еф ор-
м атн ая” группа
"Крематорий
” соби ра-
ет полн ы е залы , а у хорош их м узы кан -
тов нет спонсоров, и отчего н икто не
зан им ается студи й ны м поиском. По
м нению группы , ком м ерческий ш оу-
би зн ес сам руби т сук. на котором си-
дит. “П реж де
Pink Floyd
в общ ествен -
ном созн ани и я в л я л с я п опулярной п
даж е обязательн ой м узы кой. Д л я это-
го не нуж ны бы ли антрепрен еры и
сп ец и альн ы е эф и ры . Т еперь
Pink Floyd
н еф орм атен и почти андеграунд, как и
ран ни й н астоящ ий
Queen.
Н ы н еш н яя
ауди тори я не виновата в том. что ей
зав о д я т одну и т у ж е заезж ен ную п ла-
сти н ку
м инор. Во всем м ире сегодня
арти сты зар ан ее вклю чаю тся в планы
на вы пуск то л ько пары радиохитов. В
будущ ем победит м ногостилевая масс-
культура. М ы уж е ф орм и руем это бу-
дущ ее и н овы й р ы н о к ”,— счи тает Глеб.
М ы сль м ож но продолж ить. О течест-
венная м ораль вовсе не вы ш е ам ери-
канской - пропагандистская кампания
“Б рат-2" бы ла затеяна и склю читель-
но для сбы та деш евой отечественной
м узы ки в новой эрзац-патриотнческой
упаковке. В эту точку бью т и ап ока-
липти чески е “новости", и хулиганская
музы ка, которую отечественная инду-
стрия развлечений избирательно кача-
ет с Запада, попутно и скаж ая их смы сл
ещ е больш е с помощ ью ею ж е наняты х
недоучек.
Звука извлечение
П обы вавш ие на концертах
“Гитар”
отм ечаю т м анеру
The Who
не только в
п оведении и энергетике, но и в плане
техн ики . К ом бнки без п рим очек (п е-
даль используется редко). С ти м у ли -
руется сам озавод (feedback). К лавиш и
п р ак ти ч еск и
всегда
-
ан ал о го в ы е
(лю би м ы й и нструм ент — экзем п ляр
рари тетного старого “R oland"). Таким
о б р азо м гр у п п а п о л у ч ает “сд у в аю -
щ ий" звук с интересны м и н атураль-
ны ми перегрузкам и, которы й трудно
146
АуаиоМагазин
312001
предыдущая страница 147 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн следующая страница 149 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст