к
а
к
з
д
о
р
о
в
о
,
ч
т
о
э
т
о
м
ы
...
е секрет, что одни слуш аю т поп-
музы ку в записи, а другие ходят
на концерты. П ротивостояние слуш ате-
лей и секторов ры нка привело к образо-
ванию соверш енно разных критериев
оценки самой музы ки. П остепенно на
этой основе выработался легковесны й
синтетический эстрадный ж анр со свои-
ми величинами (как например, конкурс
"Евровидение”, известный F M -ф ормат
“adult contem porary”) и исполнителями
(Д ана И нтернеш нл).
..
И х аудитория презирает дом аш нее
воспроизведение со всеми его ценно-
стям и, вклю чая акц ен т н а качестве
аудиосистемы и аудиореспектабельно-
сти носителя. Разум еется, ауди оф иль-
ская терм инология (“направление си г-
нала”, “ф аза" и проч.) попадает в ту же
корзину. Н апротив, непонятную ауру
для посетителя концерта (в п ротиво-
вес потребителю продукта) приобрета-
ет протяж енн ость тягостны х “саунд-
чеков" (автор припом инает недавнее
“К осмо-ш оу" в м осковском "М анеж е",
когда некая ки слотн ая дура, известная
в П етербурге, ввергла ф анатов в во-
сторг оцепенения нс песням и, а тесто-
вым словом “сосисочная").
С егодня в рам ках этой статьи мы не
берем
в р асч ет особую к атего р и ю
д ж азм ен ов и классицистов, уваж аю -
щ их в равной степени ж ивое и сведен -
ное, хотя и он и вид ят в зап и си скорее
всего л и ш ь э ф ф е к т н у ю п о с л е д о в а -
тельность красиво и звлеченн ы х зву -
ков, не более. В п опулярном ж анре к
процессу м узы кальном у п рим еш ива-
ется м и ровоззрени е или, если угодно,
сти ль (о б р аз) ж и зн и . В спом ним , как
бессодерж ательн ы е и страстны е рок-
н-роллы Л и т т л Р и чард а побуж дали
круш и ть стулья в зале, песня С котта
М ак-К ен зн “San F rancisco” обращ ала
наци он альн ы х гвардейцев в п ац и ф и -
стов, а п одж ог К ейтом Э м ерсоном на-
стоящ его тан ка на сцене расш и рял со-
зн ан и е так, как не м ог никакой героин.
Н о, скаж и те на м илость, что особенно-
го откры л пресловуты й “русский рок”
(и л и вернее то, что п ри н ято поним ать
под таковы м )?! Т яж елы е стр о й о тр я-
д овски е пьянки, грустны е свадебны е
засто л ья и аги тки в пользу рвущ ихся
к достатку политиков.
.. Н а короткое
перестроечное врем я русский рок по-
родил м ираж н ационального братства
и культурной исклю чи тельности , од -
нако все это исчезло в процессе эго-
истичной борьбы за кусок хлеба с м ас-
лом . М ы получили странную катего-
рию п отреби теля м узы ки , к оторая
п рим еняет к легком у ж анру порочную
со ц и ал ьн у ю
м ораль
и о ш и б о ч н у ю
концертную логи ку (см. вы ш е). Зд есь
ц арят странны е ритм ы н м елодии, со -
м нительное содерж ание и настроение,
непонятное звукои звлечеп ие и вы зы -
ваю щ ее недоум ение оф орм лени е про-
д у к ц и и , разм ы ты е р ек о м ен д ац и и и
пссвдою мор.
Н априм ер, песня раннего н еисп ор-
ченного Ш евчука "I le стреляй!" (в ко-
торой п рактически ничего больш е не
говори тся) бы ла зап оздалы м (к а к псе
в Р о сси и ) откликом на хит С котта
М ак-К ензи “San F rancisco”,
но уж е
“О сень” и все прочее отдает ф альш ью .
Тексты пиш утся и обставляю тся по
ш аблону: у авторов н ет ни п он и м ан ия
внутренней л о ги ки , ни стим улов, ни-
кто вокруг них не разд еляет их м ы сли
и п оступки и не со зд ает таки х си туа-
ций, которы е воспеваю тся. Д альш е по
цепочке лж и : им и дж “п оп -и д ола” сво-
д и тся к вы б о р у м еж д у кап ри зн ы м
м ульти м илли ардером или сум асброд-
3/2001 АудиоМагаэин
145
предыдущая страница 146 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн следующая страница 148 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст