музыка
Л а в р е н т и й П Е К А Р С К И Й
L. van Beethoven
String Quartets opp. 131 & 132
Л. ван Бетховен
Струнные
квартеты
op. 131
(№14, cis-moll) и op. 132 (№ 15,
a-moll)
Квартет им. Альбана Берга
(Г. Пихлер, Г. Шульц,
Т. Ка-
кушка, В. Эрбен)
*EMI Classics" (серия "Redline”),
7243
5
69793 2 1
1997 г.
Одна умная женщина говорила, что
когда она слушает квартеты Гайдна.
ей кажется, будто она присутствует
при беседе четырех приятных людей.
Стендаль. Письма о прославленном
композиторе Гайдне. Письмо VI
Г-н von О***:
...Мне
они
всегда пред-
ставлялись не тем,
за что их усиленно
]
выдавали и продол-
жают выдавать.
Г-н von W***:
По-
следние
квартеты
Бетховена?
Г-н von О***:
Имен
но.
Г-н von W***:
Но те-
перь мы, по крайней ме-
ре. уже не считаем их ни
“таинственными”,
ни
“мал одосту її н ы м и ”.
ни
“неисполнимыми”.
..
Г-жа de S***\
Здесь, су-
дарь, я позволила бы себе
прервать
вас, заметив
в
скобках, что это, пожалуй,
тоже плохо. Миф о послед-
них
квартетах
вызывал
к
ним некий — едва ли не рели-
гиозный — пиетет.
Г-н von О***:
...нынче же
каждый
струнный
квартет,
претендующий по меньшей мере на
европейское признание, считает их ча-
стью своей noblesse oblige1. Квартет
имени Альбана Берга — не исключе-
ние, тем более что в данном случае
речь, кроме всего прочего, идет о -
простите — банальной пропаганде их
а встр
11
й ского н анион ал ьн о го кул ьту р-
ного наследия.
Г- н von N
* **: Гм.
.. Симпатичная за-
пись.
Г-н von W***:
Позвольте, они игра-
ют оба квартета просто чудовищно!
1
Благородство обязывает
(франц.).
Г-н von N * * \
Рад слышать это: на-
ши впечатления, кажется, образуют
унисон. Впрочем, говоря о симпатич-
ности, я имел в виду не исполнение, а
именно самое запись. Вот такую — не-
правильную, “невозделанную", ими-
тирующую “live recording”.
..
Г-жа de S* *
*: .
..Хотя я подозреваю,
что некоторые фрагменты записыва-
лись отдельно и даже (охотно допу-
скаю) по партиям для достижения той
интонационной “грязи”, которой по
причине вышколенности современ-
ных скрипачей, альтистов и виолонче-
листов невозможно достичь в струн-
ном ансамбле. Это относится в первую
очередь к финалу Четыр-
надцатого
квартета.
..
Простите великодушно, что
прервала вас!
Г-н von
Л '***: Помилуйте! Да, так
вот.
.. Именно такую “недистиллиро-
ванную” запись, всецело соответству-
ющую натуральности, природности,
первозданности самого записываемого
материала, и нужно признать в дан-
ном случае высшим пилотажем звуко-
записи как таковой. Временами воз-
никающая здесь нескоординпроваи-
ность (вплоть до неодновременных
вступлений или акустического дисба-
ланса) сродни шероховатостям валу-
нов или ряби озерных вод.
Г-н von
О ***: Я хотел бы вернуться
к вашему замечанию о естественности
этой музыки, которую по сен день
продолжают считать элитарной.
..
Г-н von
Л '***; И крайне субъектив-
ной, как вы. конечно, помните.
.. Я не
любитель изрекать парадоксы — в них
легко впасть, как в грех,— но боюсь,
что слухи о субъективности послед-
них квартетов сильно преувеличены.
Скорее они представляют собой край-
не объективную музыку.
(Непродолжительное молчание)
Г-жа de S***:
А что в таком случае
прикажете делать с авторскими ре-
марками вроде “Heiliger Dankgesang
eines Genesenen an die Gottheit”2?
Г-н von N* * *:
Вряд ли они име-
ют
принципиальное
значение:
подозреваю их сиюминутность.
Не буду настаивать на истинно-
сти своего толкования этой ча-
сти (хотя убежден в его право-
мочности), но музыку, которая
допускает
параллельное су-
ществование внутри себя не-
скольких
вполне независи-
мых и наделенных собствен-
ной психикой организмов,
должно
называть
крайне
объективной, ибо по при-
чине нашей полной субъек-
тивности (читай — эгои-
стичности) мы не в состоя-
нии проследить развитие
двух существующих в од-
новременности разных и
равнозначимых
психи-
ческих процессов. Это
может только.
..
(Молчание)
Г-н von О***:
Так вы.
сударь, помнится, на-
звали исполнение чудо-
вищным?.
.
Г-н von
IT ***: Готов подписаться
под этим определением.
Г-н von
О ***: Почему, позвольте по-
лгобоп ытсгвовать?
Г-н von
VT***: Отчасти дело в несо-
блюдении подлинных авторских тем-
пов. Стремясь создать себе, а также
потенциальному потребителю (не ста-
ну называть его слушателем) ком-
фортность восприятия природного ре-
льефа этой музыки, берговцы време-
нами ускоряют натуральный процесс
ее течения, предусмотренный комно-
2 "Священная благодарственная песнь выздоравлп-
ваюшего к Божеству"
(нем ).
Так озаглавлена третья
часть квартета ор. 132, созданная Бетховеном весной
1825 года в связи с временным улучшением состоя-
ния его чрезвычайно расстроившегося к тому време-
ни здоровья.
3/200 7
АуаиоМагазин 12 9
предыдущая страница 130 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн следующая страница 132 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст