аудтуклуб
Е щ е о п а р а д о к с а х з в у к о з а п и с и
трапное плавание для статьи о
проблемах звукозаписи.
.. Но се-
ли вдуматься
нс странное. Мы и не
намечаем, как наша жнань пронизана
театром.
Всюду
дух театра. Вы-
ступления политиков, желание покра-
соваться перед соседом новой покуп-
кой, жажда известности
все это те-
атр, театр вокруг и внутри пас. Мы
каждую минуту словно всходим на по-
диум, мы без конца “играем”.
.. В науке
существуют понятия “игра”, “ролевое
начало”, “социальная роль”.
.. Чуть ли
не пятьсот лет назад, будто подводя
философский итог подобным наблю-
дениям, драматург Томас Деккер из-
рек: “Мир
театр, а мы в нем
акте-
ры". Потом эту фразу повторил Шекс-
пир, а вслед за ним пов торяем мы. По
к этой мысли пришли еще древние эл-
лины. Три тысячи лет назад, по ут-
верждению Алексея Лосева, греки
воспринимали мир как громадный те-
атр, в котором люди разыгрывают
гигантскую пьесу.
Театр
в облике ре-
лигиозного обряда
спутник челове-
чества с древнейших времен. Теат-
ральность как бы вплетена в саму ор-
ганику религиозного чувства. А это
истоки нашей истории, цивилизации.
..
Театр — это всегда вовлеченность
в процесс игры. В теат-
ре'
нельзя
оставаться
сторон ни м I табл издате-
лем
не получается.
Думаю, понятно, куда
я
клоню.
Да,
музыка
всегда была неразрыв-
но связана с театром,
с театральностью, “об-
ручена" с ним. С пер-
вых древнейших флейт,
с первых “музыкально
осмыслей пых"
зву ков
голоса
первобытного охотника
никогда му-
зыкальный звук не замыкался на себе.
Всегда это была “подача”, некий “ин-
формационный сигнал". Поэтому не
говорите
о, мы пришли не в
театр.
мы пришли в
Филармонию
(в Кон-
цертный зал, в зал Консерватории).
Ошибаетесь
в
театр!
Всякий кон-
церт музы каита-сол иста (я уж не го-
ворю о хоре или оркестре) - такой же
театр, как опера или балет. Игра скри-
пача
или
пианиста,
выступление
струнного квартета или вокального ан-
самбля
всё имеет родовые признаки
театрального представления. А глав-
ное
контакт с залом, взаимодействие
слушателя и исполнителя — это театр
в чистом виде! А энергетика? А обая-
ние артиста, умение подать себя? Ина-
че мы вправе задуматься, почему пуб-
лика ломится па концерты Пласидо
Доминго, Дмитрия Хворостовского,
Элисо Всрсаладзе, наконец, Аллы П у-
гачевой? Не лучше ли сесть у любимой
“СЬапо 8 у та г 200" и насладиться вы-
веренной полосой частот “наконсерви-
рованного” звука? Пет,, нам хочется
взглянуть на музыканта или певца,
ощутить его энергетику, почувствовать
"температуру” и дыхание зала, хочется
видеть вокруг ееоя сотни лиц, а не
скромный антураж комнаты, окунуть-
ся в атмосферу всеобщего восторга
пли отчуждений. Разведает нам такие
ощущения звукозапись?
Еще бытует мнение) что сегодня, на
этапе внедрения высоких технологий,
люди иредночнтаюгзвукешпнеь живо-
му исполнению (быть вровень с веком!
экономия времени и сил!) Может
быть, так было недавно. Только бы-
стро ВСе НОМеНЯЛОСЬ. II N4)1 видим,
что предпочтение все рашн?
ся концерту "вживую”. Во I
ступлеиий рок-звезд и*< негармони-
ческих” знаменитостейюгТлы полны;
по-прежнему не попаст]
на премьеру балета.,
пало появляться загн*
ЗЦ Л П П Л И .М ,
ітКотдает-
| время вы-
, в оперу или
а и больше
из кон-
цертпых залов. Пусть пока не так мно-
го. как студийных, но.
.. Я заметил это,
бродя но музыкальным магазинам.
..
О нет, я вовсе не хочу принижать
значение одного из величайших изо-
бретений X X века
звукозаписи.
На-
оборот, надеюсь, что в этом гигант-
ском фонтане забьет новая, свежая
струя. І Іока это моя фантазия.
.. 11о кто
знает.
.. Ведь и теория относительно-
сти началась всего лишь с фантастиче-
ского предположения скромной) фи-
зика но фамилии Эйнштейн.
Как сделать невозможное, как вос-
создать атмосферу зала, дыхание его.
воспроизвести напряженное внима-
ние слушающих, как передать на запи-
си властную энергию дирижера, пиа-
ниста, скрипача, певца?
Пока, конечно, на сей
счет можно только фанта-
зировать. Однако неиз-
менно возникают анало-
гии с театром.
Подумаем, в чем наша
беда, каким образом мы
обделяем себя, а звукоза-
пись обделяет нас в про-
цессе “консервации" му-
зыкального звука.
В конце прошлого века
известный французский
теоретик театра Адольф
Ліпша заявил: “Театр все
еще остается «рабом жи-
вописи»". Критик с него-
дованием говорил о под-
надоевших
задниках
с
пейзажами, фанерных де-
ревьях, дворцах из
предыдущая страница 128 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн следующая страница 130 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст