с п р а в о ч н и к
т и х строи тельн ы х м атери алов, н ап р и -
мер, каф еля, м рам ора, стекла или м о-
н оли тн ого бетона. I Галичие таки х эл е-
ментов, пом им о п оявлен и я ф л у к ту а -
ции затухан и я, п ри води т к н аруш ению
д и ф ф узн ости звукового поля. О тсю -
да — важ н ое правило. Все п ерви чн ы е
(в том чи сле п окры ваем ы е затем по-
гл о ти тел ем )
п овер х н о сти
ко м н аты
долж ны бы ть части чно п оглощ аю щ и -
ми, наприм ер отделаны деревом или
ш тукатуркой, скаж ем и звестковой пе-
сочной на м еталли ческой обреш етке6.
П ослед н и й у ж е д ав н о н азр евш и й
вопрос: как н аилучш им образом н е-
равном ерно расп ределять в ком н ате
поглощ аю щ ие м атер и ал ы ?
С толетн ее разви ти е ар х и тектурн ой
акустики как точн ой науки вы води т
нас на следую щ ее, п олучен ное чисто
эм
11
и рическим п утем , рас
11
ределен н е
поглощ аю щ их м атери алов в ком нате
п рослуш и ван и я
см. рис. 7. К ак по-
казы вает опы т, тако е р асп ределен и е
обеспечивает м он отон н ость зату х ан и я
р евер б ер ац и и
и
х орош ую д и ф ф у з -
иость звукового п оля, правда с н еко-
торы м дом и н и р о ван и ем п оперечны х
по отн ош ени ю к оси си м м етри и ко м -
наты м од колебаний. Э то д ом н п и рова-
*’ Многие современные архитекторы считают рецепт
этой штукатурки окончательно утерянным.
Рис. 7. Правильное распределение
поглощ ающ их материалов в комнате
прослушивания
н ие следует рассм атр и вать как дос то-
инство, так как о н о у в ели ч и в ает п рост-
ран ствен ны й эф ф ект, то есть п ри води т
к ощ ути м ом у расш и рен и ю стереосц е-
пы, а такж е сп особствует улучш ен и ю
б и н ауральн ого освобож ден и я п р о слу -
ш иваем ой м узы ки от помех, вы зв ан -
ных о тр аж ен и ям и в ком н ате п рослу-
ш иван и я.
Продолжение статьи будет посвя-
щено
оптимальному
размещению
громкоговорителей и акустическим из-
мерениям, необходимым для настрой-
ки комнаты прослушивания.
Литература
1.
Кнудсен Верн О.
А рхи тектурн ая
аку сти ка. К иев, 1 9 3 6 , с. 1 86-198.
2.
КонтюрнЛ.
А кусти ка в стр о и тель-
стве, Г осстройиздат, М „ 1960, с. 204.
3.
Морз Ф.
К олебан и я и звук. М.- Л „
1949, с. 437.
4. A E S reco m m en d ed p ractice for p ro -
fessional au d io
S u b jectiv e ev alu atio n
o f loud sp eak er.—J . A udio Eng. Soc., Vol.
4 4 , # 5 , 1 9 9 6 , p. 3 8 8 .
5. IE C reco m m en d atio n 268
13, Li-
ste n in g T ests on L oudspeakers, In te r-
n atio n al
E lectro tech n ical C om m ission,
G eneva, S w itzerlan d , 1985, p. 9.
6.
Морз Ф.
Ук. С оч., с. 433.
7.
Контюрн Л.
Ук. С оч. с. 12 4 -1 2 6 .
8.
Морз Ф.
Ук. С оч., с. 4 3 3 -4 3 5 .
9.
Контюрн Л.
Ук. С оч., с. 13 4 -1 3 7 .
10.
Морз Ф.
Ук. С оч., с. 381
383.
11.
С
кучи
к Е.
О сн овы аку сти ки , т. 2.
М „ 1958, с. 208 210.
12.
Морз Ф.
Ук. С оч., с. 441.
предыдущая страница 185 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн следующая страница 187 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст