справочник
ния, на частотах ниже /„. А уж после
этого надежда остается только на
би-
науральное освобождение от маскиров-
ки
(см. статью “Стерео или моно?” в
этом номере журнала). К вопросу по-
давления низкочастотных резонансов
я вернусь в разделе “Звукопоглощение
в комнате”.
Линейные размеры комнаты
Мы живем и слушаем аудиоаппара-
туру в комнатах преимущественно
прямоугольной формы. Хорошо, если
у вас комната дореволюционной пост-
ройки с соотношением размеров, соот-
ветствующим золотому сечению4. Ес-
ли комната имеет неоптимальные раз-
меры, есть опасность, что резонансы в
ней будут распределены неравномерно
но частоте или, что еще хуже, некото-
рые из них, относимые к разным типам
волн, совпадут по частоте и сольются.
В неудовлетворительных по форме по-
мещениях количество “слитий” [ 6 1
но
частоте резонансов разных типов волн
может достигать шести. Склонностью
к слитию собственных частот облада-
ют комнаты с кратным соотношением
линейных размеров. Хуже всего в этом
смысле ведут себя помещения кубиче-
ской формы. Чуть получше —
те, у ко-
торых пара степ или пол и потолок
имеют квадратную форму. Похожие
неприятности могут ждать вас и в ком-
натах вытянутой формы или с низки-
ми потолками (меньше 2,1 м).
Неравномерное распределение соб-
ственных частот, в особенности их
слитие,
эквивалентно
повышению
нижней граничной частоты помеще-
ния даже в разы. Понятно, почему вы-
бор оптимальных размеров помеще-
ния —
одна из главных и, к сожалению,
дорогостоящих уловок, позволяющих
нам полноценно в акустическом смыс-
ле использовать объем помещения.
Кстати, в этом смысле и золотое сече-
ние не всегда дает желаемый резуль-
тат. В такой комнате, гак же, как во
всех прямоугольных помещениях, на-
блюдаются акустические аномалии,
обязанные своим появлением резонан-
сам коаксиальных и касательных волн
[7]. Именно из-за этих аномалий аку-
стики-экстремисты, и я в том числе,
предлагают строить комнаты непрямо-
угольной формы, в которых стены, пол
и потолок непараллельны. Наша прав-
да в том, что помещения с непарал-
лельными границами не имеют резо-
нансов коаксиальных и касательных
1 Золотое сечение (или иначе
бож ест венная п ропор-
ц и я )
эстетически значимая геометрическая про-
порция. в которой целое относится к большей своей
части, как его большая часть к меньшей. Понятие зо-
лотого сечения ввел Леонардо Да Винчи.
волн, в них наблюдаются только резо-
нансы косых волн |8|. План комнаты
прослушивания с непараллельными
границами показан на рис. 4. Осевая
симметрия (относительно пунктирной
линии) необходима для правильного
стереовоспроизведения. Кроме того,
передняя зона, то есть та, где распо-
ложены
громкоговорители, должна
иметь наибольшее сходство с прямо-
угольным помещением, затем комната
расширяется в сторону слушателя. По-
толок или пол делаются ступенчатыми
либо наклонными. Непривычной для
многих
может быть призмовидная
форма задней стены комнаты. Призма
сзади слушателя в любом случае при-
несет пользу, так как сведет на нет про-
дольные аксиальные стоячие волны.
Рис. 4. Правильные угловые соотношения
в непрямоугольной комнате прослушивания
Несмотря на явные акустические
достоинства комнаты с непараллель-
ными стенами, их сооружение в мно-
гоэтажных домах, особенно новой по-
стройки, вряд ли возможно. Более
простым с инженерной точки зрения
решением является монтаж на стенах
й потолке элементов рассеяния звука,
так называемых
рельефов
[9]. Релье-
фы могут иметь форму полуцилиндра,
полусферы, уплощенной призмы или
уплощенной волны. Их изготавлива-
ют из легких жестких материалов (на-
пример, дерева или гипса), а полость
внутри заполняют звукопоглощаю-
щим пористым материалом. Благодаря
кривизне поверхностей даже облег-
ченные рельефы оказываются доста-
точно жесткими с точки зрения рассе-
Частота
175- 125-
-425 -300
100-200
75-150
50-100
8 *
35-70
30-60
25-50
20-40
15-30
10-20
П е р и о д чле не ния
А
8
!
Рис. 5. Зависимость частотных пределов
рассеянного отражения звука в комнате
от размеров членения ее поверхности
ивания звука. В первую очередь они
ослабляют аксиальные и касательные
волны и увеличивают диффузность
звукового ноля. Их недостатком явля-
ется неэффективное рассеивание низ-
ких звуковых частот, что объясняется
усилением на этих частотах дифрак-
ции звуковых волн [10). Частотный
диапазон рассеивания звука рельефа-
ми определенных размеров можно
оценить по номограмме (см. рис. 5).
Для заданного диапазона частот наи-
лучший эффект достигается, когда
высота рельефа составляет !/ й, а ши-
рина — •/■) длины звуковой волны.
Искусно комбинируя рассеивающие
элементы и звукопоглощающие мате-
риалы, можно существенно улучшить
рассеяние звука в помещении и осла-
бить действие вредных стоячих волн.
Звукопоглощение в комнате
Поглощающие материалы и конст-
рукции в комнате прослушивания ис-
пользуют для достижения времени
стандартной
реверберации
Тт
=
=
0,45±0,15 с, которое к тому же долж-
но оставаться постоянным в диапазо-
не частот от 250 до 4000 Гц. За преде-
лами этого диапазона требования к
его постоянству несколько мягче. По
существу это означает, что средне-
взвешенный по площади коэффици-
ент звукопоглощения в заданных ча-
стотных пределах также должен быть
постоянным, то есть a i =
const.
Поглощающих материалов, отвечаю-
щих этому требованию, в природе не
существует. Все используемые в строи-
тельстве
акустические
материалы
обычно имеют нечетко выраженый
максимум поглощения на определен-
ной частоте, на низких же частотах спо-
собность к поглощению пропадает. Ос-
новная задача проектировщика —
подо-
брать комбинацию из трех или четырех
типов поглотителей таким образом,
чтобы выполнить условие a* =
const.
По аналогии с терминологией, приме-
182 АудиоМагазин 2/2001
предыдущая страница 181 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн следующая страница 183 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст