справочник
говорителей механическую энергию
колебаний и накапливать ее; с другой —
проникшую
в
него
механическую
энергию он не должен передавать пе-
рекрытию. Этим требованиям отвеча-
ет конструкция иола, показанная на
рисунке рис. 3: на несущем перекры-
тии на растоянии 0.7-1 м друг от друга
должны быть положены деревянные
лаги сечением примерно 12 х 12 см.
Они крепятся торцами к стенам или
бетонной
стяжкой
к
перекрытию.
Промежутки между лагами заполня-
ют битым (измельченным) стеклом,
которое тщательно утрамбовывают.
Стекла должно быть столько, чтобы
его уровень был чуть выше верхней
кромки лаг. Дощатый пол (лучше из
дубовых досок) привинчивают шуру-
пами к лагам так, чтобы доски были
плотно прижаты к стеклу, без воздуш-
ных промежутков.
Почему приходится рекомендовать
такой малоприятный в обращении ма-
териал, как битое стекло? По своим ме-
ханическим свойствам это уникальный
материал. Он обладает исключитель-
ной жесткостью, точнее “мертвостью”,
при этом демпфирует механические
вибрации и не является их проводни-
ком. Стекло не “слеживается" иод на-
грузкой, а его объем не зависит от
влажности воздуха. Другого строи-
тельного материала с такими достоин-
ствами я просто не знаю.
Объем комнаты прослушивания
Рекомендации но выбору объема
комнаты прослушивания для россий-
ских аудиофилов —
самый больной
вопрос, поэтому не стану вывешивать
в “АудиоМагазине” экстремистские
лозунги вроде того, что в комнате с
объемом
V =
60 м3 (площадью 20 м2)
слушать ИфЬ-епс!-аппаратуру невоз-
можно. Я лишь приведу формулу, с
помощью которой каждый, исходя из
объема своей комнаты, сможет опре-
делить для нее нижнюю граничную
частоту /„, ниже которой звучание бу-
дет неудовлетворитсл ьны м:
/„ » 1 7 7 0 [Гц
]
(1)
где
V
объем помещения, м3.
Эта формула не упала с неба, ее мо-
жет вывести любой школьник, если
включит условие Морза (один резо-
нанс на один герц) во взятую у него же
[31
формулу, приведенную мной под
номером (10) в первой части статьи.
К сожалению, она выдает нам голую
правду, на которую никакие заклина-
ния повлиять не могут. Воспользуюсь
ею и поставлю диагноз комнатам с на-
иболее часто встречающимися разме-
рами (см. таблицу).
В этой таблице приведены основ-
ные параметры комнат прослушива-
ния,
где
достигнуто
оптимальное
стандартное время реверберации
Тш,
=
0,45 с. Важнейшими из них, естест-
венно, являются нижняя граничная
частота, значения которой просто уд-
ручают, и прирост создаваемого гром-
коговорителем в зоне слушания
уро-
вня звукового давления
(SPL —Sound
Pressure Level) по сравнению с изме-
ренным в звукозаглушенной камере
на расстоянии 1
м. Этот прирост, кото-
рый возникает благодаря ревербе-
рации в помещении, естественно, на
руку фирмам-изготовителям аудио-
аппаратуры и особенно аудиофилам,
поскольку они могут в 2-4 раза умень-
шить выходную мощность аудиоаппа-
ратуры. Подробно об этом я напишу в
третьем тысячелетии, в третьей части
статьи “ Мощность”.
Остается вопрос, что же делать с
нижней
граничной частотой
поме-
щения? Думаю, что найдутся и такие
аудиофилы, которые скажут: “Нет про-
блем. Можно соорудить комнату с
нижней граничной частотой /’
,, = 50 Гц”.
Конечно, можно! Такая комната долж-
на иметь объем
V
= 1200 м3 и площадь
примерно 300 м2. Я даже допускаю, что
в недалеком будущем такую комнату
смогут построить многие, однако про-
блемы есть.
Первая из них — отрицательный
прирост SPL. Например, по сравнению
с комнатой прослушивания объемом
80 м3 он составляет -12 дБ. То есть вы-
ходная электрическая и акустическая
мощности аудиоаппаратуры должны
быть примерно в 16 раз больше, чем
необходимые в обычных условиях. До-
машняя аппаратура high end к такому
радикальному повышению мощности,
особенно громкоговорителей, плохо
подготовлена, кроме нескольких очень
дорогих моделей, например выпущен-
ных фирмами “Living Voice”, “Zingali”
и “Tannoy”. Правда, для этих целей го-
дится п профессиональная аппарату-
ра, предназначенная для озвучивания
больших концертных площадок, но, к
сожалению, она чаще всего не относит-
ся к категории high end.
Другая проблема - в какой-то сте-
пени неожиданная —
заключается в
необходимости использовать в такой
комнате несметное количество звуко-
поглощающих материалов. Воспользо-
вавшись формулой (II), приведенной
в первой части статьи, можно подсчи-
тать, что для оптимального демпфиро-
вания объема
V
1200 м3 потребуется
примерно 440 м2 стопроцентного зву-
копоглощения. О том, почему обеспе-
чение такого звукопоглощения дейст-
вительно представляет проблему, при-
чем в каком-то смысле даже духовную,
я расскажу ниже. Подобных сложно-
стей не возникает в комнате объемом
80 м3 (площадью 10 м2), так как опти-
мальное время стандартной ревербера-
ции достигается при помощи одной
тахты п трех полок с книгами.
Общество аудиоппжеперов (ALS), с
учетом всех за и против, предложило в
качестве разумного компромисса те-
стировать аудиоаппаратуру в комна-
тах объемом от 50 до 120 м3 |4|. До
этого Международная Электротехни-
ческая Комиссия (1LC) рекомендова-
ла использовать для аудиоэкспертизы
громкоговорителей комнаты с объе-
мом
V
= 80 м3 (со следующими линей-
ными размерами: высота
2,8 м, дли-
на —
6,7 м, ширина
4.2 м) |5|. Ниж-
няя граничная частота этой комнаты
/ , = 198 Гц (см. таблицу).
К сожалению, несмотря на высший
уровень акустических компромиссов,
мы так и не получили ответа на во-
прос, что делать с нижней граничной
частотой /„, или точнее с резонансами
помещения, которые находятся ниже
этой частоты.
Одно из решений предложил В. Зу-
ев (см. “AM” № I (6) 96, с. 7). По его
мнению, нижняя граничная частота
аудиосистемы не должна быть ниже
нижней граничной частоты [резонан-
са?] комнаты прослушивания. Обид-
но, правда, что среди огромного парка
выпущенной за сто лет аудиоаппара-
туры только фонографы Эдисона и
ранние граммофоны отвечают этому
требованию.
С моей точки зрения, есть только
один путь для решения этой пробле-
мы: до возможного предела уменьшать
амплитуду и добротность резонансов,
возникающих в комнате прослушива-
Таблица
Объем
помещения, м3
Примерная
площадь, м2
Радиус
гулкости, м
Нижняя граничная
частота, Гц
Прирост SPL,
ДБ
30
10
0,46
323,4
6,7
45
15
0,56
264
5
60
20
0,65
228
3,7
80
27
0,75
198
2,5
90
30
0,8
186
2
135
45
0,99
152
0,1
2/2001 АудиоМагазин 181
предыдущая страница 180 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн следующая страница 182 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст