!►
справочник
Рис. 1. Зависимость средней звукоизоли-
рующей способности
N
(в дБ) перегоро-
док от их массы на единицу поверхности
пирующей способности
111. И с будем
углубляться в эту обширную тему, а
остановимся на установленных эмпи-
рическим путем основных закономер-
ностях звукоизоляции. Важнейшая из
них состоит в том, что звукоизоляция
(а следовательно, и нереизлучсние)
определяются массой стены (пола или
потолка) на единицу поверхности. На
рис. I показана зависимость средней
звукоизолирующей способности стены
в децибелах от ее массы на 1
м- поверх-
ности. Из нее, например, следует, что
широк с массой 10 кг/м2 совершенно
непригоден для возведения стен ком-
наты п рс тел у
111
н ва
11
ия.
Заштрихованная зона характеризует
разброс большого количества данных,
полученных в результате измерений
’звукоизолирующих свойств стен и пе-
регородок, выполненных из различ-
ных материалов. Этот разброс свиде-
тельствует о том, что масса является
не единственным фактором, определя-
ющим
звукоизолирующую
способ-
ность. Важную роль играют также
же-
сткость на и.ииб
п
внутреннее зату-
хиние
строительного материала. Такие
параметры, как масса на единицу по-
верхности и жесткость па изгиб, объ-
ясняют существование основного ре-
зонанса степы. Его частоту в первом
приближении можно определить но
Рис. 2. Зависимость резонансной частоты
4 перегородки от ее толщины
d
графику на рисунке 2. Важно иметь в
виду, что на резонансной частоте зву-
коизоляция минимальна, а переизлу-
чение, наоборот, максимально. Уро-
вень и длительность переизлучения на
резонансной частоте могут быть огра-
ничены внутренним затуханием в ма-
териале стены. По этой причине мате-
риалы с небольшим внутренним зату-
ханием считают
звукопроводными
|2].
При прочих равных условиях кир-
пичная кладка менее звукопроводна,
чем однородный бетон; пористый кир-
пич и ячеистый бетон также плохо
проводят звук; известковый раствор
делает кирпичную кладку менее зву-
конроводной, чем цементный. Дере-
вянные стены обладают очень низкой
звукопроводностью.
Непомерно большая звукопровод-
ность стен, иола и потолка в домах блоч-
ной конструкции объясняется почти
полным отсутствием в использованных
строительных материалах внутреннего
затухания. Многие знают, что удары по
трубе в одном крыле блочного дома мо-
гут быть прекрасно слышны в другом.
Чтобы переизлучение в комнате
прослушивания оказалось на прием-
лемом уровне, стены, пол и потолок
должны иметь большую массу на еди-
ницу поверхности, обладать сущест-
венным
внутренним затуханием
и
большой изгибной жесткостью.
В этом смысле наилучшим решени-
ем являются стены из деревянных
брусков с деревянной обрешеткой, по-
крытой штукатуркой; приемлемый ва-
риант —
кирпичные стены с металли-
ческой обрешеткой и штукатуркой;
наихудшими следует считать стены и
перекрытия из однородного бетона.
Те, кто пережил капитальный ре-
монт в старом доме, наверняка обра ти-
ли внимание на то, что после замены
деревянных несущих (межэтажных)
перекрытий на бетонные качество зву-
чания их аудиоаппаратуры заметно
ухудшилось.
Конструкция пола
Пол гораздо в большей степени, чем
стены и потолок, подвержен механи-
ческим вибрациям. В первую очередь
из-за того, что кроме звуковых волн
он улавливает механические вибра-
ции гром коговорителей3.
В жилых помещениях встречаются
полы разной конструкции.
•’ Вибрации динамического громкоговорителя обус-
ловлены действием третьего закона Ньютона. В ре-
зультате протекания в звуковой катушке громкого-
ворителя переменного тока между диффузором
(вместе с звуковой катушкой) и магнитной систе-
мой возникают внутренние встречные переменные
силы. Переменная сила, действующая на магнитную
систему, вызывает вибрацию громкоговорителя. Та-
кая вибрация называется
мот орной.
В домах старой постройки иол и не-
сущее перекрытие разделяет промежу-
ток, частично заполненный шифером
или другим, чаще всего теплоизолиру-
ющим материалом. Этот промежуток
образуется, когда дощатый пол, по-
крытый паркетом, через виброизоли-
рующие прокладки настилается на де-
ревянные брусья (лаги), закрепленные
на несущем перекрытии.
Такой пол защищает жильцов ниж-
него этажа от проникающего через
межэтажное перекрытие шума шагов.
Однако он нс защищает аудиофила,
слушающего свою аудиосистему, от
шума, который возникает в результате
распространения по полу вибраций,
создаваемых громкоговорителями.
В современных, в первую очередь
блочных домах дощатый или паркет-
ный пол часто настилают непосредст-
венно на несущее бетонное перекры-
тие, и хотя жильцы страдают от шума
шагов верхних соседей, любители аудио-
аппаратуры считают такой пол хоро-
шим. Хотя хорош он только на первый
взгляд. Дело в том, что паркет передает
перекрытию вибрации с затуханием не
более 2 дБ, а бетонное перекрытие из-
за отсутствия в нем механических по-
терь накапливает энергию вибраций и
переизлучает ее обратно в комнату, ну
и, естественно, к соседям внизу. Не дай
вам Бог жить в таком доме, особенно
если сосед сверху —
любитель heavy
metal. Независимо от ваших музыкаль-
ных пристрастий, вы будете замучены
периодическим уханьем баса (продук-
том переизлучения низкочастотных
вибраций), причем из-за деградации
исходных звуков вы никогда не сможе-
те угадать, какое музыкальное произве-
дение слушает ваш сосед. Напомню,
что такое же по характеру переизлуче-
ние 114-составляющих от пола вы вос-
принимаете, прослушивая музыку че-
рез свою аудиосистему.
Теперь,
когда мы
осознали, что
обычный пол не годится для комнаты
прослушивания,
попробуем
разо-
браться в том, каким он должен быть.
Начнем с основных требований, кото-
рые, кстати, очень просты: с одной
стороны, пол должен быть “мертвым",
то есть не должен отбирать у громко-
несущее перекрытие
битое стекло
Рис. 3. Правильная конструкция пола
в комнате прослушивания
180 АудиоМагазин 2/2001
предыдущая страница 179 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн следующая страница 181 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст