сп равочник
Анат олий ЛИХНИЦКИЙ
(аЭгмнАТА ТТРОСЛУидиглНмя
Р еко м ен д ац и и по проект ированию
Часть вторая
Настаивать на самой высокой
строгости во многих более трудных
случаях означало бы вовсе
исключить их из рассмотрения
ввиду чрезмерности требующегося
для этого объема.
Лорд Рэлей. Теория звука
Интермеццо
Сооружение хорошей комнаты про-
слушивания обойдется вам не дороже,
чем постройка звукозаглушенной ка-
меры, но и не дешевле, чем домашней
пирамиды. Это не означает, что можно
отмахнуться от проблемы, сосредото-
чив свое внимание на подставках для
аппаратуры,
межблоч-
ных и сетевых кабелях и
тому подобном. Для мно-
гих аудиофилов поводом
не заниматься реконст-
рукцией своей комнаты,
возможно, служит то, что
они ощущают себя по-
жизненно прикованны-
ми к какой-нибудь “хру-
щевке” и даже не помыш-
ляют о том, чтобы изме-
нить эту ситуацию. Тем
не менее, часто бывает,
что стоимость их аудио-
аппаратуры намного пре-
вышает возможные за-
траты на приобретение
приемлемого для
про-
слушивания музыки жи-
лья. Экономящих одно-
временно и на жилье, и на аудиоаппа-
ратуре я в расчет не беру.
Невнимание к акустическим услови-
ям прослушивания я объясняю глубо-
ко засевшими в нас социалистически-
ми традициями и тем, что большинство
аудиофилов
просто
недооценивает
значимость этих условий. В связи с
этим мне очень понравилось объявле-
ние в “АМ" № 1 (36) 2000, с. 190: “Ме-
няю аудиоаппаратуру на квартиру.
..”.
Оно, как я думаю, содержит правиль-
ную рекомендацию для решения встав-
шей перед аудиофилом жилищной
проблемы.
Однако, чтобы сделать подобный
шаг, вы должны твердо осознавать,
что теряете в звучании именно из-за
плохих с акустической точки зрения
условий прослушивания.
Требования к параметрам и характе-
ристикам комнаты прослушивания я
уже подробно рассмотрел в “АМ” № 5
(34) 2000, с. 147-150'. В том, что мно-
гие из этих требований в реальных ус-
ловиях трудно выполнимы, вы убеди-
тесь, прочитав мою статью. В заключе-
ние интермеццо я только замечу, что
комната прослушивания оказывает
влияние практически на все субъек-
тивные показатели качества звучания,
даже на те, которые приписывают
исключительно аудиоаппаратуре; при-
чем диапазон этого влияния намного
шире, чем те возможности, которые
нам предоставляет эта аппаратура.
Механические колебания
в комнате прослушивания
После обсуждения в первой части
статьи отвлеченных от практики ос-
нов архитектурной акустики, перей-
дем к реалиям. Важнейшая из них: сте-
ны, потолок и пол любого помещения
в акустическом смысле не являются
идеально жесткими. Более того, их
следует
рассматривать
как
очень
большие закрепленные по краям мем-
браны, которые под действием звуко-
вых волн или вибраций от источника
(им может стать стоящий на иолу пы-
лесос или громкоговоритель) совер-
шают изгибные колебания. Причем
1
Там не уделено внимания только пространствен-
ным характеристикам помещения, в частности диф-
фузное™ .звукового поля, так как к рандомизации
фаз они прямого отношения не имеют.
из-за большой площади, несмотря на
очень небольшую амплитуду колеба-
ний, эти мембраны эффективно
пере-
излучают
звуки обратно в комнату.
Положение усугубляется тем, что
стены, потолок и пол колеблются с
наибольшей амплитудой
на частоте
присущего им
основного резонанса.
К
тому же и них распространяются из-
гибные волны, которые отражаются от
стыков стен помещения, что вызывает
много других, менее выраженных ре-
зонансов. Как следствие, АЧХ переиз-
лучения имеет ужасающий вид.
Архитектурная акустика пока еще
не научилась принимать во внимание
одновременно акустиче-
ские и механические ре-
зонансы в помещении,
поэтому в расчетах зву-
кового поля в помеще-
нии его стены, потолок и
пол рассматривают как
идеально жесткие. При-
чиной такого упроще-
ния являются не только
м атем ати ч ес к и е труд по-
сти. Оказывается, в от-
личие от акустических
резонансов, переизлуче-
ние звука резонирую-
щими стенами, потол-
ком и иолом крайне не-
приятно
окрашивает
звучание.
Именно по-
этому акустики старой
школы всегда старались
сделать границы помещения в акусти-
ческом смысле предельно жесткими.
Обычно ставилась задача добиться,
чтобы переизлучаемая ими звуковая
энергия была как минимум на 40 дБ
слабее, чем падающая на них.
Есть простой способ оценить (в де-
цибелах)
относительный уровень пере
-
изучения
для монолитных стен2. Такая
стена переизлучает в комнату столько
же звуковой энергии, сколько и наружу,
это позволяет судить об относитель-
ном уровне переизлучения различных
строительных материалов и конструк-
ций на основе данных об их
звукоизо
-
2 Для оценки переизлучения
МНОГОСЛОЙНЫХ
стен
этот способ неприменим. Такие стены, так же как по-
толок. пол. двери и окна, особенно при наличии
между слоями воздушного промежутка, обеспечива-
ют хорошую звукоизоляцию, однако оказываются
обычно источниками повышенного переизлучения.
2/2001 АудиоМагазин 179
предыдущая страница 178 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн следующая страница 180 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст