а у д и о к л у б
Рис. 2. Прохождение сигналов от источ-
ников звука й и Л/до ушей слушателя через
стереосистему, включающую два встроен-
ных в искусственную голову микрофона и
два разнесенных громкоговорителя:
а)
схема прохождения через стереоси-
стему до ушей слушателя сигналов от
источников 5 и
Ы;
б)
временные различия ушных сигналов
для случая, когда эти сигналы - короткие
импульсы и попадают в уши слушателя
через стереосистему (где Те и Тм - относи-
тельное запаздывание сигналов от источ-
ников 5 и
N
на выходе встроенных в искус-
ственную голову микрофонов;
хя
и т і - от-
носительное запаздывание ушных сигналов
от правого и левого громкоговорителей)
времени, совпадающем с активным
воздействием на восприятие первой
волны звука. Из-за этой, как оказалось
решающей, неразберихи в сигналах
мозг слушателя в стремлении освобо-
диться от маскировки, как это предпи-
сано “моделью предпочтений Османа”
113], предпочтет фантомным источни-
кам реальные, то есть правый и левый
громкоговорители, хотя в них полез-
ный сигнал и помеха уже нераздели-
мы. Таким образом, ожидаемый эф-
фект освобождения от маскировки и в
этом случае должен либо отсутство-
вать совсем, либо быть очень слабым,
особенно если к этому добавить фазо-
вые рассогласования каналов стерео-
системы, возникающие, например, в
результате распада поверхности диф-
фузоров громкоговорителей на неза-
висимые зоны излучения.
Даже при беглом ознакомлении с
рисунками бросается в глаза главная
причина утраты когерентности ушных
сигналов, соответствующих фантом-
ным источникам — это
перекрестные
сигналы
(то есть сигналы из правого
громкоговорителя в левое ухо, и на-
оборот).
Эти
противоестественные
сигналы к тому же слегка опаздывают,
примерно на 100 мкс, так как проходят
более длинный
путь, чем прямые.
Именно из-за добавления этих сигна-
лов мы ощущаем такое разительное
ухудшение пространственного впечат-
ления при стереовоспроизведении по
сравнению со слушанием в естествен-
ных условиях. Эту разницу нельзя бы-
ло не заметить, и некоторые прогрес-
сивные несоветские ученые заинте-
ресовались влиянием перекрестных
сигналов на пространственное воспри-
ятие, в частности, на когерентность
ушных сигналов [14]. Более того, в
1962 году М. Шредеру и Б. А талу 1151
в лабораторных условиях удалось при
воспроизведении через два разнесен-
ных громкоговорителя исключить пе-
рекрестные сигналы, впервые приме-
нив их электрическую
компенсацию.
Спустя 7 лет П. Дамаске и В. Меллерт
|16|, а также Р. Кюрер, Г. Пленге и
Г. Вилкенс [17] создали пригодные для
промышленного производства систе-
мы, в которых также была применена
компенсация перекрестных сигналов.
Через 16 лет в СССР автором статьи с
группой сотрудников было смакетиро-
вано устройство для электрической
компенсации перекрестных сигналов в
трехмесячный срок. Срок был установ-
лен приказом министра промышлен-
ности средств связи. Об этом достиже-
нии было сообщено в газете “Социали-
стическая Индустрия” от 25 февраля
1979 года. Но это уже чисто советская
история. Помню, я сделал тогда не-
сколько записей оркестра с балкона в
Большом зале Ленинградской филар-
монии с помощью двух микрофонов,
Встроенных в искусственную голову.
Эти записи, воспроизведенные через
обычную стереосистему и устройство
для компенсации перекрестных сигна-
лов, звучали, несмотря на грубое нару-
шение
музыкального
(инструменталь-
ного)
баланса,
поразительно ясно, но
тогда всех, и присутствовавшего жур-
налиста из газеты, взволновала удиви-
тельная локализация источников зву-
ка. Особый восторг вызвала демонст-
рация специальной записи того, как
мотоциклист разъезжает вокруг слу-
шателя.
Именно тогда аудиотехника имела
шанс пойти но пути улучшенной сте-
реофонии (названной
бинауральной
'’),
но, по-видимому, всемирная звукоре-
жиссерская мафия каким-то образом
воспрепятствовала этому*
7.
Одержав победу над здравым смыс-
лом, звукорежиссеры не стали заду-
мываться о вреде перекрестных сигна-
лов. Осуществляя стереозаписи, они
пошли по пути искусственного
конст-
руирования
стереосцены, а также до-
бивались ясного звучания с помощью
звукорежиссерского пульта. Именно
он дал возможность балансировать
громкость звучания музыкальных ин-
струментов, устанавливать соотноше-
ние прямого звука и реверберации,
выбирать ее параметры и т. п. Понят-
но, что в этой работе без полимикро-
фонпой техники и искусственной ре-
верберации было уже не обойтись.
Поскольку первичного звукового про-
странства в стереозаписях совсем не
оставалось, чисто конструкторская ра-
бота звукорежиссра, называемая
све-
дением,
была признана творческой и
попала под защиту Закона “Об автор-
ском праве и смежных правах”.
Стоит ли упрекать звукорежиссеров
за самозащиту? Ведь если бы в стерео-
звучании был задействован феномен
бинаурального освобождения от ма-
скировки, то их работа но сведению
стала бы никому не нужна. Достаточно
вспомнить, что на музыкальном кон-
церте слушатель не испытывает боль-
Г
| Сейчас мало »его может вспомнит»», что под бинау-
ральной стереофонией понимали запись, которая сде-
лана через два мик|хм|>она. которые встроен»»I в хоро-
шую искусственную голову, а затем воспроизведена
через два хороших громкоговорителя с применением
устройства компенсации перекрестных сигналов. В
нынешнее в|х*мя возврат к бинауральной стс|хчх|ю-
нии
маюве|Х1Ятен
прежде всего из-за ее несовмести-
мости с обычной стерео<|х)нией. Напомню, обычных
стереозаписей насчитываются уже сотни тысяч. Их
вое произведение с помощью бинауральной стереоси-
стемы приведет, в зависимости от типа нс иол »>зо ван-
ной микро<}х>нной техники, либо к локализации источ-
ников звука в голове слушателя, либо к их разбрасы-
ванию сам»>
1
м невероятным образом в окружающем
слушателя и|хх*т|хшстве. Эти э<|х|>скты вы можете
слышать через гатовные телефоны, которые, как изве-
стно. не создают перекрестных сигналов. Воспроизве-
дение бинауральных записей че|х*з обычную стерео-
систему сузит передачу пространства стереосцены.
7 С ам ым весомым аргум ентом п ротив бинауральной
стереоф онии, кото ры й тогда Приводили ее
ПрОТИВНИ-
ки . считалось требование располагать слуш ателей
строго на <хч
1
меж ду гром коговорителям и. П ри этом
егг всех бы ло скры то, что при просл уш ивании о б ы ч-
ной стереосистемы невы полнение этого ж е условия не
тол ько сущ ественно ослабляет стерео;х|х|к‘КТ. но в
каж дом ухе еще появляю тся значительны е искаж ения
сум м арной ам п л и туд н о -ча стотн о й х а ра кте р исти ки
стереосистемы, возникаю щ ие в результате та к называ-
емой гребенчатой ф ильтрации, которая проявляется
начиная с частоты / £
с /
2 Д / (гд е г
скорость звука
310 м /с : А / - различие расстояний от уха слуш ателя
до правого и левого |ром коговорителей). Н апример,
если расстояние Д / - 5 см. то »ребенчатая ф ильтрация
будет наблюдаться начиная с частоты 3.1 кГц.
2/2001 А у д и о М агази н 1 5 7
предыдущая страница 156 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн следующая страница 158 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст