а у д и о к л у б
Рис. 1. Прохождение сигналов от естест-
венных точечных источников звука до ушей
слушателя от полезного 5 и от помехи А/:
а)
схема прохождения сигналов ((р -
угол между направлением на источник и
осью симметрии головы слушателя в гори-
зонтальной плоскости);
б)
временные различия ушных сигналов
для случая, когда эти сигналы - короткие
импульсы (где Ts и Ты - относительные
запаздывания ушных сигналов от источни-
ков 5 и
Ы]
лов но времени, составляющее 630 мкс;
,<р
угол на горизонтальной плоско-
сти между осью симметрии головы
слушателя и проекцией на нее направ-
ления на источник).
Текущий
кросскорреляционный
анализ, осуществляемый, как предпо-
лагается, мозгом слушателя, с одной
стороны, объединяет пару когерент-
ных ушных сигналов в один слуховой
объект, с другой —
сохраняет в под-
сознании как пароль информацию об
относительном
запаздывании.
По-
следнее вполне естественно, так как
аргументом
кросскорреляционной
функции является не текущее время, а
именно это запаздывание.
Чем больше отличие относитель-
ных запаздываний сигналов, исходя-
щих от источников 5 и
N.
тем больше
различаются их кросскорреляцион-
ные функции, а значит, тем лучше
мозг обособляет полезный сигнал.
Что любопытно, кросскорреляцион-
ный способ предоставляет слушателю
возможность отличить сигнал от по-
мехи, даже когда они мало отличаются
друг от друга (например, если и те и
другие сигналы —
щелчки, как показа-
но на рис. 1
б)
и звучат одновременно.
Кросскорреля ционное
разделен ие
слухом сигналов наблюдается, даже
когда сигналы от источника 5 коге-
рентны, а от источника
N
некогерент-
ны. Это подтверждается фактом, что в
реальных условиях восприятию пря-
мого звука диффузное поле ревербе-
рации не мешает.
Достоинством корреляционной мо-
дели является то, что она математи-
ческая, а значит, все ее возможные, а
также невозможные следствия легко
предсказуемы. Например, модель эта
корректно раскрывает механизм бина-
урального освобождения полезного
сигнала от маскировки, но при этом
она бессильна объяснить [12|, как
происходит выделение информации,
необходимой для формирования ощу-
щения направления на источник зву-
ка, из уровневых различий. Но, как го-
ворится, нет худа без добра. На этот
раз научное противоречие даже при-
несло некоторую пользу, так как под-
твердило мою точку зрения относи-
тельно того, что механизмы локализа-
ции и бинаурального освобождения от
маскировки по своей сути должны
быть совершенно разными.
Если обдумать сказанное, то остает-
ся признать, что накопленные наукой
и широко использованные в стерео-
фонии знания о пространственной ло-
кализации, а также все хитрости, при-
думанные ради того, чтобы обмануть
механизмы локализации для достиже-
ния гак называемого стереоэффекта,
можно спокойно выбросить на свалку.
Резкость моего заявления оказывает-
ся оправданной, если считать фено-
мен
бинаурального
освобождения
главным при двухушном восприятии
музыки. Надеюсь, что хотя бы мело-
маны меня в этом поддержат.
★ ★ ★
Попробуем теперь хотя бы качест-
венно оценить способность обычных
стереофонических звукозаписей, вы-
полненных с применением известных
микрофонных техник, и воспроизводя-
щей стереосистемы с двумя громкого-
ворителями донести до слушателя не
только информацию, необходимую для
правильной локализации источников
звука, но и ту, которая гарантирует
проявление феномена бинаурального
освобождения. Хотелось бы поверить
в способность аудиоаппаратуры вызы-
вать у слушателей оба названных эф-
фекта. Однако оказалось, что стерео-
записи, выполненные с применением
микрофонных техник, работа которых
основана на улавливании только раз-
личий в интенсивности стереосигна-
лов, принципиально не способны доне-
сти до слушателя информацию, необ-
ходимую для срабатывания указанного
механизма освобождения. Это означа-
ет, что мозг слушателя, который непре-
рывно высчитывает текущие кросс-
корреля ционные функции ушных сиг-
налов, при прослушивании таких сте-
реозаписей
в
результате
действия
названного механизма воспримет все
источники звука как условно находя-
щиеся на одной оси в пространстве
между громкоговорителями, тогда как
локализоваться па стереосцене они бу-
дут в разных направлениях —
что само
по себе даже забавно. Этот пример ил-
люстрирует версию о различии между
механизмами локализации и простран-
ственного освобождения от маскиров-
ки. Получается, что из-за отсутствия
временных (фазовых) различий между
ушными сигналами стереозапись, сде-
ланная с использованием микрофон-
ных техник интенсивной стереофонии,
в принципе не может звучать более яс-
но и прозрачно, чем монофоническая.
Менее очевидной может показаться
утрата информации, необходимой для
бинаурального освобождения в тех слу-
чаях, когда стереозаписи выполнены с
использованием микрофонных техник
фазовой стереофонии. Чтобы убедить-
ся в том, что эта утрата все же происхо-
дит, рассмотрим рис. 2«. Здесь изобра-
жено прохождение сигналов от тех же
источников 5 и
N
к слушателю через
стереосистему, то есть дополнитель-
но через два микрофона, встроенные в
искусственную голову, и затем через
два разнесенных громкоговорителя.
На первый взгляд, мы имеем идеаль-
ный, “экологически чистый" вариант
донесения до слушателя всей прост-
ранственной информации. Но не бу-
дем спешить с выводами и сравним эту
схему со схемой прохождения сигна-
лов от тех же источников в естествен-
ных условиях (рис. 1
а).
Оказывается,
при прослушивании стереосистемы
слушатель улавливает вдвое большее
количество ушных сигналов, чем в
естественных условиях. В их числе —
пара когерентных сигналов, сообщаю-
щих о
местоположении
источника
полезного сигнала в правом громкого-
ворителе, и пара с информацией о ме-
стоположении того же источника в ле-
вом громкоговорителе. Аналогичным
образом слушатель воспримет пары
когерентных сигналов, оповещающих
о местоположении там же двух источ-
ников помех. Конечно, мозг слушате-
ля попытается распознать временные
различия в парах ушных сигналов, со-
ответствующих фантомам полезного
источника и источника помех, но тогда
он воспримет их как слабо когерент-
ные. Спутанность ушных сигналов, со-
ответствующих фантомным источни-
кам звука, хорошо видна на рис.
26.
Плохо то, что она возникает на отрезке
1 5 6 А удиоМ агазин 2/2001
предыдущая страница 155 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн следующая страница 157 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст