а у д и о к л у б
Результаты сравнения звучания
Таблица
Признаки звучания
Стереозаписи
Монозаписи
А-В м к. техн.
П оли-м к. техн.
на ЗЗ’/з об/м ин
на 78 об/м ин
воспроизведение
2-канальное
1 -канальное
2-канальное
1-канальное
2-канальное
1-канальное
2-канальное
1-канальное
Тональный баланс
Ё
Тональная чистота
Пространственное
впечатление
Ясность
разборчивость
◄ ◄
разделение голосов
детальность
характер
звукоизвлечения
◄ ◄
передача интонации
Ё
==
раздельность-связанность
звуков
Динамические контрасты
Динамические оттенки
Натуральность тембров
Индивидуальность тембров
Красота тембров
==
Энергичность
◄ ◄
Полнота передачи эмоций
◄ ◄
Точность передачи эмоций
◄ ◄
Целесообразность
всех элементов звучания
◄ ◄
Связанность
всех элементов звучания
◄ ◄
Обозначения: Ч Ч - лучше; ^ - несколько лучше;
М -
едва заметно лучше; = - одинаково.
Выводы
1. М онофоническое звучание (то
есть через один громкоговоритель)
проигрывает стереофоническому по
уровню баса2, однако выигрывает в
части его артикуляции (речь идет о
характере звукоизвлечения).
2.
М онофоническое звучание
во
всех музыкальных регистрах воспри-
нимается как более ясное; при этом
2 П овы ш ение у|к>ння бага при стереоф оническом
воспроизведении объясняется ростом со про ти вл е -
ния излучения гром коговорител ей на н и з ки х часто-
тах, когда расстояние м еж д у гр о м ко го во ри те л ям и
оказывается меньш е четверти д л и ны волны изл уча -
емого звука (см. "Д М " № 1 (3 6 ) 2001, с. 162 163).
мешающее действие реверберации в
комнате при монозвучании гораздо
менее заметно, чем при стерео*.
'3. Стереофоническое воспроизведе-
ние воспринимается слушателем как
менее энергичное, менее динамичное,
а также как более “мутное”.
4. Пространственное впечатление,
прежде всего проработка планов в
глубину, при моновоспроизведении
более реалистичное.
5. Целесообразность и связанность
всех элементов звучания при монофо-
ническом воспроизведении восприни-
маются как более отчетливые.
★ ★ ★
Результаты прослушивания заста-
вили меня поверить в правильность
кажущегося на первый взгляд абсурд-
ным утверждения Сакумы о преиму-
ществах монофонического звуковос-
произведения перед стереофониче-
ским, особенно меня удивило, что это
преимущество сохраняется при про-
и гры ван и и стереозаписей.
Попробую дать
психофизическое
обоснование этому явлению. Для нача-
ла разберемся, что же такое простран-
ственный слух. Академическая наука
главным предназначением пространст-
венного слуха считает способность
слушателя определять местоположе-
ние источника звука в горизонтальной
и вертикальной плоскостях относи-
тельно головы слушателя, а также его
удаленность. Это явление называют
пространственной локализацией.
Рас-
смотрим механизм пространственной
локализации в горизонтальной пло-
скости. Начнем с общеизвестного — с
того, что в нем задействован подсозна-
тельный анализ сходства и различия
сигналов, формирующихся в правом и
левом ухе. Если сигналы одинаковы, то
происходит их слияние и перед слуша-
телем возникает слуховой образ источ-
ника. Если они имеют различия но вре-
мени прихода в правое и левое ухо (в
пределах от 0 до 630 мкс) или несколь-
ко отличаются по интенсивности, на-
пример из-за экранирующего действия
головы слушателя, то в сознании слу-
шателя эти сигналы также сливаются,
однако слуховой образ воспринимает-
ся как смещенный в сторону уха, кото-
рое получило опережающий или более
громкий сигнал. Поскольку при фор-
мировании ощущения направления на
источник звука мозг оценивает только
упомянутые различия
уш ны х сигна-
лов',
то его нетрудно обмануть, имити-
руя такие различия с помощью двух
расположенных по разные стороны от
слушателя громкоговорителей. Напри-
мер, подобрав различия в задержке и
уровне сигналов, воспроизводимых
этими громкоговорителями, можно не
только создать между ними несущест-
вующий, так называемый
фантомный
источник звука, но также влиять на сто
расположение в пространстве между
громкоговорителями. Впервые эту воз-
можность подметил А. Блюмляйн в
1931 году. Из-за огромной значимости
пространственного слуха для будущего
аудиоиндустрии
ученые,
имеющие
прагматический склад ума, всерьез за-
нялись исследованием этого явления.
•* У ш ны е си гн ал ы
терм ин, прим еняем ы й в пси хо -
а ку с т и к е дл я об означения з в у ко в ы х сигн ал ов, дей-
с тв у ю щ и х на барабанны е п ерепонки уш ей.
1 5 4 А уди оМ агази н 2/2001
предыдущая страница 153 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн следующая страница 155 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст