а у д и о к л у б
Анатолий ЛИХНИЦКИИ
И
Л И
Моя система является
монофонической.
Сусуму Сакума
Первым, кто открыто заявил, что
предпочитает моносистемы стереофо-
ническим, стал известный японский
самопальщик Сусуму Сакума [1|. Его
хобби — проектирование ламповых
усилителей, схемы и конструкции ко-
торых никак не вписываются в тради-
ционную инженерную логику. И тем
не менее, многие его, казалось бы, аб-
сурдные идеи в последнее время на-
шли применение в аппаратуре “хай-
энд". Напомню, что Сакума одним из
первых в мире отказался от использо-
вания отрицательной обратной связи
и каскадов тина SRPP. Он впервые
применил в качестве драйверных ка-
скадов оконечных усилителей мощные
лампы, а также заменил межкаскад-
ные RC-связи на трансформаторные.
Сам он написал об этом так: “Единст-
венный способ добиться
энергичности
(energy) и
основательности
(frame)
звучания —
установить много транс-
форматоров, хотя я не могу дать этому
научного обоснования”.
Сакума с недоверием относится к ин-
женерному типу мышления, и потому
даже не пытается приводить какие-ли-
бо технические аргументы в защиту вы-
бранных им конструкторских решений,
fia вопрос “Сакума, для кого ты дела-
ешь усилители?” он всегда отвечает: "Я
делаю усилители для своего собствен-
ного удовольствия, как любитель”.
И все же его утверждение, что моно-
звучание лучше, чем стереофониче-
ское, нельзя рассматривать как невин-
ное чудачество любителя аудио. За
ним кроется нечто очень серьезное, го,
что в конце концов может подорвать
идеологию всей индустрии звукозапн-
си и мирового
производства
аудиоаппарату-
ры hi-fi и high end;
а значит, это утвержде-
ние несет даже потенциальную
угрозу национальной безопасности
экономически развитых стран Евро-
пы, Америки, Азии, и в частности Рос-
сии1. Казалось бы, перед всеобщей
угрозой ученые, имеющие отношение
к аудио (я имею в виду и членов AES),
должны объединиться и внести в этот
вопрос требуемую ясность. Но не тут-
то было. В своих исследованиях они
стараются избегать тем, актуальных
для человечества. Наверное, поэтому
ответ на вопрос “стерео или моно?” с
научных позиций придется давать
мне, такому же, как и Сакума, только
российскому, любителю аудио.
Сначала я со всей тщательностью
повторил неизвестные большинству
аудиофилов эксперименты Сакумы
по субъективному сравнению стерео-
фонического и монофонического зву-
чания. В ходе экспериментов я сравни-
вал звучание грамзаписей, воспроизве-
денных через одноканальную систему
(с одним громкоговорителем), с их зву-
чанием через двухканальную систему
(с использованием двух громкогово-
рителей) но признакам, приведенным
в методике аудиоэкспертизы [2). В
процессе прослушивания проигрыва-
лись грамзаписи, сделанные в период
с 1900 по 1963 год через аудиосистему,
описанную в “AM” № 2 (31) 2000,
с. 121-124. При проигрывании грам-
пластинок на 78 об/мин я использо-
вал головку звукоснимателя фирмы
“Siemens”, а для грамзаписей LP — го-
ловку звукоснимателя “Sumiko Blue
Point”, включенную через самодель-
ный
ламповый
стереофонический
предусилитель. В монофоническом
режиме был задействован один канал
1
Мне непонятно, почему вопрос о том. что предпо-
чтительнее, моно или стерео, до сих нор не рассмат-
ривался на Совете государственной безопасности
России.
о
н
о
?
аудиосистемы, причем при воспро-
изведении LP выходные обмотки го-
ловки “Blue Point" были соединены
последовательно. Музыкальным мате-
риалом служили записи оркестровых
произведений, выполненные с приме-
нением разных микрофонных техник,
так как именно они позволяют наи-
лучшим образом выявить преимуще-
ства “двухушного” слушания музыки
перед “одноухим” (более подробно об
этом будет сказано ниже).
Использованные при проведении
экспериментов грамзаписи
1.
Spain.
Chicago
SO,
F.
Reiner
(“RCA
Victor”,
LSC-2230;
“Living
Stereo”)
2.
Saint-Saëns.
Concerto
2,
A. Rubinstein (piano), Symphony of the
Air. A. Wallenstein (“RCA Victor” LSC-
2234: “Living Stereo”)
3. Beethoven. Symphony № 3 in E
Flat op. 55 “Eroica”, Pittsburgh SO,
W.
Steinberg
(“Command
classic”
CC11019 CD)
4. Bartok. Concerto for Orchestra,
Berlin
PO.
H.
Karajan
(“Deutsche
Grammophon" 2535202)
5.
Rimsky-Korsakov. Scheherazade
op. 25, New York PO, L. Bernstein
(“Columbia" M L 5387)
6. Schumann. Symphony № 2 in c
major op. 61, The Stadium Concerts SO,
L.
Bernstein
(“Music
Appreciation
Records” MAR 575A)
7. Beethoven. Symphony № 3 in E
Flat op. 55 “Eroica". (4th Mov.), London
PO, S. Kousscvitsky (“Victor" 8673)
8. Dukas. L’apprenti Sorcier, PSO of
New York. A. Toscanini (“Victor”, 7021)
9. Rossini. Guglielmo Tell (Sinfonia),
Corpo di Musica, P. Nevi (“Fonotipia"
№ 62227)
Примечание.
Номера 1
и 2 выполне-
ны с использованием микрофонной
техники А-В; номера 3 и 4 —
с исполь-
зованием полпмпкрофонной техники;
остальные грамзаписи монофониче-
ские; грамзапись 9 —
акустическая.
2/2001 А у д и о М агази н 1 5 3
предыдущая страница 152 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн следующая страница 154 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст