сделай сам
шиной 5-6 мм. Чтобы снизить возмож-
ные резонансы на средних и высоких ча-
стотах, корпус заполнен специальным
звукопоглощающим материалом —
соно-
филом. Это не единственно возможный
выход, в крайнем случае подойдет и поро-
лоновый коврик толщиной 20-30 мм. Пе-
редняя панель имеет небольшой наклон,
что позволяет решить сразу три задачи:
во-первых, расположить акустическую
ось (воображаемый перпендикуляр к пе-
редней панели, исходящий из середины
между центрами динамических головок)
на уровне ушей слушателя, сидящего на
расстоянии около 2 м: во-вторых, умень-
шить стоячие волны хотя бы в одном
направлении: в-третьих, частично ком-
пенсировать зазор (в горизонтальной
плоскости) между центрами излучения
головок, приводящий к сдвигу фаз между
ними и, соответственно, к искажениям во
временной области (к сожалению, приве-
сти точный расчет здесь затруднительно). Высокочастот-
ная головка смещена от центра корпуса внутрь. Не забудь-
те, в парной АС она должна быть расположена зеркально.
Кроме того, ВЧ-головка утоплена в корпус заподлицо с
передней панелью. Для увеличения устойчивости снизу
предусмотрена подставка, в которую вкручены четыре
шипа (вариант - четыре ножки). Снаружи корпус оклеен
дубовым шпоном и залакирован (варианты: оклеен плен-
кой, пластиком или просто покрашен).
Надеемся, вы нас поймете: все вышеперечисленное пред-
принято вовсе не для того, чтобы поразить ваше воображе-
ние и показать, как мы здорово
во всем разбираемся, а только с
одной целью —
максимально
снизить все виды искажений,
вызванных взаимодействием го-
ловок с корпусом, а также меж-
ду ними самими. Тем, кто не
сможет в домашних условиях
выполнить все эти наклоны и
закругления, не стоит отказы-
ваться от повторения конструк-
ции. Упрощенный вариант —
обычный прямоугольный ящик,
с неутепленной высокочастотной головкой, будет звучать
несколько хуже, но ведь хуже еще не значит плохо. Во вся-
ком случае, преимущества закрытого ящика вы услышите и
без всех этих “наворотов".
Динамические головки прикручены к передней панели
саморезами 3,5 х 20, обычные шурупы для наших целей не
годятся. Очень важно обеспечить герметичность корпуса,
без этого разговоры о качестве звучания нижнего регистра
останутся лишь разговорами. Обеспечить герметичность
поможет обычный силиконовый герметик.
Следующий не менее важный элемент конструкции —
разделительный фильтр. Многим (особенно тем, кто этим
никогда не занимался) почему-то кажется, что рассчитать
фильтр просто, а при помощи компьютера —
очень просто.
Однако профессиональные разработчики АС тратят на эго
полгода, а иногда и больше. Даже при наличии дорогостоя-
щего (десятки тысяч долларов) измерительного оборудова-
ния и многолетнего опыта работы. Вовсе не претендуя на
лавры высококлассных профессионалов в области акусти-
ки, заметим по этому поводу, что, например, ошибка в иаст-
ройке фильтра в 0,3 дБ (которую, кстати,
не покажет ни одна измерительная систе-
ма) способна испортить звучание АС до
неузнаваемости, и это при типичной не-
равномерности АЧХ динамиков в 2-3 дБ!
Парадокс, не правда ли?
Предварительный расчет фильтра про-
водился все-таки при помощи компьюте-
ра. Будучи не в состоянии решить за вас ни
одной мало-мальски значимой техниче-
ской проблемы, а тем более подсказать, что
заиграет, а что нет, компьютер тем не менее
способен сэкономить немало времени при
сложных арифметических расчетах.
Схема разделительного фильтра приве-
дена на рис. 3. Как видите, нам удалось
устоять
против
соблазна
применить
очень популярные в последние годы про-
стейшие фильтры первого порядка. Не-
смотря на модный минимализм, а также
на прекрасные характеристики, представ-
ляемые на бумаге, такие фильтры, при
попытке применить их на практике, ставят перед проекти-
ровщиком массу разнообразных, зачастую неразрешимых
проблем. Не углубляясь в дебри теории, можно сказать, что
фильтры первого порядка —
это идеальные фильтры для
идеальных динамиков, вот только последние почему-то
встречаются крайне редко. Часто приводимые в пример
“Epos ES-14” являются, по всей видимости, уникальным
случаем, своего рода шедевром технической мысли, где к
тому же использованы специально разработанные именно
для этих АС динамические головки. Так стоит ли удивлять-
ся, что многочисленные попытки повторить шедевр, при-
бегнув к другим, не приспособ-
ленным для такого применения
головкам, сплошь и рядом закан-
чиваются неудачей.
Номиналы элементов филь-
тра, полученные при предвари-
тельных расчетах, в процессе
работы неоднократно корректи-
ровались с целью получения
минимальной неравномерности
АЧХ в области частоты разделе-
ния головок. Все измерения про-
водились в домашних условиях
с помощью компьютерной системы “Linear X" и конденса-
торного измерительного микрофона той же фирмы.
Окончательная настройка кроссовера проводилась “на
слух", с обязательным использованием (в числе прочих) за-
писей классической музыки, в частности оперных арий в
исполнении выдающихся певцов прошлого и современно-
сти. Ведь именно человеческий голос, тем более доведен-
ный до некоей степени совершенства голос оперного певца,
сложнее всего воспроизвести с помощью электронной ап-
паратуры, и именно голос как ни один музыкальный инст-
румент позволяет заметить малейшие ее недостатки. Ре-
зультаты измерений в окончательном варианте приведены
на рис. 4 (выходное сопротивление усилителя —
3,6 Ом).
Не стоит преувеличивать их информативность, по ним, как
правило, можно определить только грубые ошибки. При
отсутствии таковых практически нельзя предсказать, “за-
играет" ли все это.
Какие типы элементов наиболее предпочтительны для
использования в разделительных фильтрах? В авторском
варианте применены полипропиленовые конденсаторы
I*
L
т
С
.0 ,2 7 L , |
I
і
С
!_________ L
0 ,2 7 1 г
ІЛ
О *
ф
Рис. 2. Рекомендованное размещение АС
Рис. 3. Схема разделительного фильтра
1/2001 АудиоМагазин 185
предыдущая страница 186 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 188 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст