сделай сам
частотах нелинейные искажения?
Мам
неоднократно
приходилось
слышать и читать, что “хорошо вы-
полненный фазоинвертор по нату-
ральности баса не уступает закры-
тому ящику”. И до поры до времени
мы в это верили, забывая, что в дей-
ствительности, по законам физики,
он обязан уступать во многом, хотя
бы в том, что касается переходной
характеристики, не говоря уже про
разницу в крутизне спада АЧХ.
Но
на
выставке “Российский
High End 2000" нам довелось услы-
шать, как звучит наш усилитель
“Nostalgia" в комплекте с недороги-
ми малогабаритными АС, тоже раз-
работанными в России. Мы сразу
обратили внимание на то, что они
выполнены как закрытые ящики,
но, зная их нижнюю граничную ча-
стоту (в районе 70 Гц), не рассчиты-
вали услышать что-либо выдающе-
еся, тем более что рядом терпеливо
ожидали своей очереди мощные
пассивные сабвуферы (естествен-
но, с фазой нвертором), специально
приготовленные для “басовой под-
держки" этих, в сущности, сателли-
тов. Каково же было наше удивле-
ние, когда в первые же секунды мы
услышали энергичный, плотный,
собранный звук с великолепным
пространственным
разрешением.
Пожалуй, раньше нам не доводи-
лось слышать в этом зале такой
убедительной стереокартины. И что
самое интересное, недостатка в нижнем регистре не ощуща-
лось. В частности, при прослушивании записи ударных ин-
струментов в глубине сцены прямо-таки "нарисовалась"
живая ударная установка. Казалось, можно подойти и по-
трогать каждую тарелку. Мы даже не предполагали, что
наш недорогой усилитель способен так звучать.
.. Но вот к
комплекту подключили мощные сабвуферы. 25 Гц (-3 дБ) —
это вам не 701 Сейчас мы услышим настоящий звук! Но что
это?! Куда все пропало? Нет, формально все было в поряд-
ке, колебания воздушной массы в зале стали ощутимо
сильнее. Только вот куда подевалась та самая ударная уста-
новка. и что это гудит вместо нее? Да-да. вы угадали! Тот
самый привычный аудиофильскому уху "бас". Замена уси-
лителя на существенно более дорогой “Privelege" прин-
ципиально ничего не изменила, разве только “бас” стал
посолиднее, можно сказать, подороже. И только после
нескольких десятков прослушиваний в этом же зале самых
разнообразных систем, в том числе и весьма неплохих, ста-
ло окончательно ясно, что услышанные нами различия в
звучании вызваны отнюдь не плохим качеством сабвуфе-
ров (они могли дать фору многим другим на выставке) и не
их неправильной расстановкой. Мы наконец догадались, в
чем дело. Совершенно верно —
в закрытом ящике!
За прошедшее с тех пор полугодие мы не раз пытались
сравнивать звучание в различных трактах фазоинверторов
и закрытых ящиков, с каждым разом все больше склоняясь
в пользу последних. Сегодня мы являемся убежденными
сторонниками применения закрытых ящиков и даже осме-
лимся предположить, что тот, кто хотя бы однажды услы-
шит грамотно выполненный закры-
тый ящик, поймет, что это такое, и
уже никогда не согласится на его
“улучшение” в виде фазоинвертора,
акустического лабиринта и еще че-
го бы то ни было.
В чем же причина такой рази-
тельной разницы в звучании? Мы
предполагаем, что Собачка Луша
порылась тут в переходной характе-
ристике. Быстрый, четкий отклик
на импульс, предшествующий низ-
кочастотному сигналу, характерный
для закрытого ящика, похоже, песет
в себе больше достоверной инфор-
мации о музыкальном инструменте,
чем растянутый во времени и раз-
мазанный в пространстве отклик
типичного фазоинвертора.
Почему же весь мир не перешел
на закрытые ящики, если они так
хороши?
Почему
подавляющее
большинство
производителей, с
упорством,
достойным
лучшего
применения, продолжает плодить
бесконечные версии фазоинверто-
ров? Ответ прост. В одном и том
же объеме,
ОТ ОДНО!!
и той же дина-
мической головки (читай —
за од-
ни и те же деньги) можно получить
“баса" на 40 или на 70 Гц. Что про-
ще продать? Угадайте с трех раз.
Да. никто не запрещает сделать
закрытый ящик с нижней гранич-
ной частотой 20 Гц. Но каких он
будет размеров, и какова будет сто-
имость соответствующей динами-
ческой головки? Вопросы, к сожалению, не праздные. По-
этому на практике можно говорить о разумном компромис-
се между нижней граничной частотой, с одной стороны, и
размерами и стоимостью —
с другой.
Вариант закрытого ящика, предлагаемый нами,—
это
тоже компромисс, вы можете согласиться на него и попро-
бовать повторить нашу конструкцию, но вправе и не согла-
ситься и пойти своим путем. Так мы подошли непосредст-
венно к конструкции АС.
Эскиз корпуса приведен на рис. 1. Все детали изготовлены
из МДФ. В последнее время нам неоднократно доводилось
читать в различных журналах заявления о необходимости
применять “музыкальные" породы дерева для изготовле-
ния корпусов АС. И мы с ними полностью согласны: если
вы хотите сделать из ваших АС музыкальный инструмент
(к тому же уникальный, единственный в своем роде), то
именно так и следует поступить. Если же вам вдруг захо-
чется услышать не только голос ваших АС (пусть даже
очень приятный), но еще и голос исполнителя, записанный
на пластинке или компакт-диске, вам неизбежно придется
вспомнить законы физики и начать борьбу с резонансами,
вместо того чтобы создавать их своими руками. А для этой
цели МДФ подходит как нельзя лучше, и мы ничего ново-
го придумать не смогли.
Корпус был задуман как относительно высокий и узкий,
боковые грани передней панели должны быть скруглены.
Повышению прочности корпуса способствует внутренняя
перегородка. Для увеличения вибростойкости все панели,
кроме передней, изнутри оклеены губчатой резиной тол-
184 АудиоМагазин 1/2001
предыдущая страница 185 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 187 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст