сделай сам
А ндрей ВРУ БЛ ЕВС К И Й
,
Д м ит рии ЧУМ АНОВ
А
к
у
с
т
и
ч
е
с
к
и
е
с
и
с
т
е
м
ы
для ламповых усилителей
Вы, наверное, помните помещенную в номере 4 (33) 2000
статью “Однотактный ламповый усилитель из доступных
деталей”, в которой мы пообещали опубликовать конструк-
цию акустической системы, рассчитанной на эксплуатацию
с ламповыми усилителями. Изложим вкратце суть дела.
Подавляющее большинство выпускаемых в мире АС рас-
считаны на применение с транзисторными усилителями,
выходное сопротивление которых, как правило, составляет
сотые доли ома. При этом полная добротность системы
“усилитель - АС" практически равна собственной доброт-
ности АС, так как влиянием на нее усилителя можно прене-
бречь. Осталось выяснить, какова же должна быть доброт-
ность АС. К счастью, ответ на этот вопрос можно найти в
любом учебнике по акустике. Не секрет, что оптимальное
значение добротности, допустим, фазойнвертора равно 1,0,
в то время как для закрытого ящика оно составляет 0.707.
Именно эти цифры гарантируют получение максимально
плоской амплитудно-частотной характеристики, что явля-
ется одним из неотъемлемых условий для создания систе-
мы, отличающейся высокой верностью звуковоспроизведе-
ния. Тем более странно наблюдать, как сплошь и рядом
многие фирмы, в том числе и весьма именитые, сознатель-
но идут на увеличение добротности своих систем с целью
выжать из них побольше так называемого “баса”. Послед-
нее слово мы сознательно берем в кавычки, потому что ни-
когда не видели и не слышали музыкальный инструмент
с таким названием и не представляем, откуда он берется
на высококачественной записи. Контрабас —
да, барабан-
бочка —
конечно, орган —
пожалуйста, но что это за зверь
такой —
бас? Ну да бог им судья, этим фирмам. А мы вер-
немся к нашим баранам, то есть к добротности.
Очень жаль, что в паспорте АС не принято указывать зна-
чение добротности основного резонанса, ведь оно может
сообщить о качестве звучания нижнего регистра не мень-
ше, чем нижняя граничная частота. Именно добротность
определяет поведение АЧХ, а также переходной характери-
стики АС на низких частотах. Представим себе АС в НЧ-
оформлении "фазойнвертор” с классическим значением до-
бротности 1,0 (скажем, номинальное сопротивление
Z
= 8 Ом,
омическое сопротивление
К =
6 Ом —
весьма типичный
случай). Пока к ней подключен типичный транзисторный
усилитель с глубокой отрицательной обратной связью, за
АЧХ системы “усилитель —
АС” волноваться не приходится.
Но что произойдет при попытке подключить к такой аку-
стической системе ламповый усилитель без ООС с типич-
ным значением выходного сопротивления 3 Ом1? Простей-
шие расчеты показывают, что полная добротность системы
“усилитель —
АС” возрастет до 1,5, что автоматически при-
ведет к подъему АЧХ на 3,5 дБ в области частоты настрой-
ки фазоинвертора.
Но это еще полбеды. Вместе с АЧХ изменится и переход-
ная характеристика системы, и вместо плотного, быстрого,
“сухого" удара в барабан (или щипка струны контрабаса)
мы услышим тот самый рыхлый, растянутый во времени,
гудящий “бас", за который противники ламповых усилите-
1
Это гнк* цветочки, и 5*7 Ом —
не редкость; рекорд, зафиксированный авторами,
составляет 40 Ом.
лей так нещадно их критикуют, причем, надо отдать дол-
жное. критикуют совершенно заслуженно.
Что же делать? Опустить руки, смириться с таким, с поз-
воления сказать, качеством звучания и утешать себя тем,
что ну вот такой он, “ламповый бас”, ничего, мол, не поде-
лаешь, зато какова середина и нроч.? Конечно же, нет. Су-
ществует несколько способов решения этой проблемы.
1. Спроектировать и изготовить ламповый усилитель с
низким выходным сопротивлением и без ООС, что сделать
в принципе возможно, но, к сожалению, крайне сложным и
дорогостоя щи м образом.
2. Ввести в свой усилитель небольшую ООС (как прави-
ло, хватает глубины в 2-3 дБ, в особо сложных случаях до
6-8 дБ). Правда, при этом вы получаете все минусы и плю-
сы, связанные с применением ООС (допускаем, что кому-
то это смешно, но мы без труда слышим в своем тракте вли-
яние ООС в 0,5 дБ).
3. И наконец, для самых отчаянных,—
своими руками из-
готовить АС, специально предназначенную для эксплуа-
тации с ламповыми усилителями без ООС.
Перед любым разработчиком при проектировании АС
встает множество вопросов, главные из которых —
выбор
количества частотных полос, типа акустического оформ-
ления и. конечно, подходящих динамических головок. Все
остальное: схема разделительного фильтра, типы исполь-
зуемых в нем элементов, внутреннее устройство ящика и
прочее —
является следствием решения этих основных во-
просов. Начнем по порядку.
1. Мы решили, что наша система будет двухполосной.
Хотя бы потому, что альтернативные варианты, как широ-
ко-, так и трех- (и более) полосный, при попытке их качест-
венной реализации, оказываются значительно дороже.
2. Что касается типа акустического оформления, то ни
малейших сомнений у нас не было —
это будет только за-
крытый корпус! Почему? Это решение заслуживает от-
дельного объяснения, которое вскоре последует.
3. Выбирая динамические головки, мы предъявляли к
ним следующие требования: высокое качество, но не слиш-
ком высокая цена; их технические параметры должны соот-
ветствовать выбранному типу акустического оформления:
они должны “стыковаться" друг с другом и, разумеется,
быть доступными для российского потребителя.
К сожалению, от отечественных головок сразу пришлось
отказаться. Не желая обидеть российских производителей,
скажем так: пока нам еще не попадались отечественные го-
ловки, которые можно было бы сравнить по качеству с про-
дукцией ведущих западных фирм. Из всех имеющихся на
питерском рынке импортных динамических головок мы
выбрали низко-среднечастотную “CSC176H" датской фир-
мы “Peerless” и высокочастотную “T27TFFC” норвежской
“SEAS". Оба динамика являются одними из лучших в ли-
нейке своих фирм и, судя по характеристикам, должны со-
четаться друг с другом: стоимость такого комплекта состав-
ляет около S150, что показалось нам приемлемым.
Но почему все-таки закрытый ящик? В самом деле, что.
кроме фазоинвертора, способно при минимальных затратах
(всего лишь стоимость пластмассовой трубы) существенно
продлить АЧХ в сторону Г1Ч, к тому же уменьшив на этих
1/2001 АудиоМагазин 183
предыдущая страница 184 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 186 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст