Рис. 3. Зона (обозначена зеленым цветом), в которой наилучшим образом
сочетаются время реверберации 7^, и радиус гулкости
г„
в зависимости
от удаленности слушателей от исполнителей
г.
гулкости в Большом зале Петербург-
ской филармонии (где
V
= 27150 м'!.
Тт
= 2 с) г„ (филармонии) = 6,64 м, а в
оптимально спроектированной ком-
нате прослушивания (где
V
= 80 м:|,
Т,„
= 0,45 с) г„ (комнаты) = 0,76 м.
Из Этих примеров становится ясно,
что музыку мы всегда и везде (кроме
сидящих в первых трех рядах кон-
цертного зала) слушаем в звуковом
поле, где доминирует реверберация.
Насколько можно удаляться
от
источника звука, то есть углубляться
в ноле реверберации, сохраняя при
этом интерес к музыке? Проф. В. Рей-
хардт 181. долгое время проработав-
ший в ГДР, с чисто немецкой пункту-
альностью ответил на этот вопрос.
Он выразил количественно интерес
слушателя к живому звучанию му-
зыки с помощью двух показателей:
индекса ясности
и
индекса простран-
ственном) впечатления,
и построил
график их зависимости от времени
реверберации, радиуса гулкости и
расстояния от источника звука до
слушательского места (см. рис. 3). На
том же рисунке зеленым цветом я
обозначил соответствующую концеп-
ции Рейхард га зону благоприятного с
точки зрения звучания музыки соче-
тания перечисленных акустических
параметров.
Этот график, о котором, как выяс-
нилось. ничего не знают отечествен-
ные звукорежиссеры, чрезвычайно
полезен для правильной расстановки
микрофонов при звукозаписи, ну а ря-
довой слушатель, воспользовавшись
им, сможет выбрать наилучшие места
в концертном зале для себя и своей
подруги. ◄
Продолжение статьи с исчерпываю-
щими рекомендациями, как построить
хорошую комнату прослушивания, чи-
тайте в следующем номере.
Литература
1. AES recommended practice for pro-
fessional audio —
Subjective evaluation
of loudspeakers.
J.Audio Eng. Soc.,
Vol. 44, No.5. 1996. pp. 386-401.
2.
Скучик E.
Основы акустики, т. 1.
ИЛ. М.'. 1958, с. 294-295. ’
3.
Кнудсен Верн О.
Архитектурная
акустика. ОНТИ НКТП, Киев, 1936,
с. 166.
4.
Кнудсен.
Ibid, с. 186-198.
5.
Морз Ф.
Колебания и звук. ГИ
ТТЛ, М. - Л., 1949, с. 428.
6.
Furrer W.
Modern continental prac-
tice in acoustical design of broadcasting
studios. Proc.Building Res. Congr., Div.
3. Part 1. 1951, p. 49.
7.
Sabine W. C.
Collected Papers on
Acoustics. Cambridge, 1922.
8.
Рейхардт В.
Акустика обществен-
ных зданий. Стройиздат, М., 1984,
с. 103.
Дистрибьютор
Harmonic Technology
Unison Research
Sonus Faber
Audiomeca
Pass Labs
Sumiko
Creek
Krell
Avantgarde Acoustic
Backes&Muller
Sonus System
Music Tools
Transrotor
Hantarex
Opera
Epos
тел. (812) 325-0917 факс (812) 325-3466
Розничная продажа
М о с к в а :
•Нота + ’ ,т .: (095) 953-5275
•Ultra Г , т.: (095) 366-8756
•Гирос", т.: (095) 924-0432
"Черная жемчужина".т.:(095)273-8877
"Одно место’ , т.: (095) 279-3661
"М ир кино', т.: (095) 924-7464
Санкт-Петербург:
•Hi-Fi Аудио", т.: (812) 325-3085
"H i-Fi Д изайн", т.: (812) 325-5431
В л а д и в о с то к:
‘ Паритет- , т.: (4232) 26-9836
предыдущая страница 168 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 170 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст