с п р а в о ч н и к
тем лучше в нем передаются низкие
частоты. Линейные же размеры поме-
щения при расчетах по этим форму-
лам не учитываются.
Интересное сравнение сделал все
тот же Ф. Мора |5| (см. рис. 2). Он
точно подсчитал число резонансов ДАТ,
приходящихся па интервал Д /в зави-
симости от частоты/для конкретного
прямоугольного помещения с разме-
рами 3 х 4,5 х 9 м (сплошная линия), н
сравнил .эти данные с кривой значе-
ний ДА', которые были рассчитаны по
приближенной формуле (9) (пунк-
тирная линия).
С одной стороны, изображенные
графики продемонстрировали
пре-
красное совпадение результатов точ-
ного и приблизительного расчетов, с
другой
мы замечаем раздражающую
зигзагообразноеть кривой, в которой
учтены линейные размеры иомеще-
Мг
Час^гта f. Гц
Рис. 2. Число стоячих волн ДА/в интервале
■частот Д /= 10 Гц в зависимости от частоты (:
зигзагообразная кривая - результат точного
расчета; плавная кривая - получена путем
расчета по упрощенной формуле
пня, и комфортную плавность кривой,
учитывающей только его объем. Од-
нако не во всех случаях плавность
лучше зигзагообразностп.
Отмеченная зигзагообразноеть от-
крыла нам нечто важное: при задан-
ных линейных размерах помещения
резонансы распределены по частотной
шкале неравномерно, и зависит эта не-
равномерность от выбора упомянутых
линейных размеров.
Фуррсра |б| эти результаты приве-
ли к мысли, что чувствительным кри-
терием акустического качества поме-
щения может стат ь неравномерность
АЧХ итого помещения'''. Связь е гра-
фиком Морза очевидна, ведь чем рав-
номернее АЧХ помещения, гем боль-
ше плотность п равномерность рас-
пределенных в нем резонансов.
Добавлю от себя: получить мини-
мальную неравномерность АЧХ поме- 4
4 Но
П |к‘Д л о ж с ш 1 ю
Фуррора. АЧХ комнаты «
мсдуїл
намерять, поместим »талонный громкоговоритель м
одном углу комнаты, а намерите.іьиьііі микрофон
и противоположном.
тения
значит сохранить и нем неиз-
менным модуль спектра сигнала источ-
пика звука. Л это, если вы помните,
является условием идеальной рандо-
мизации фаз музыкального сигнала
(см. "ЛМ" № 3 (32) 2000. с. 109).
Добиться приемлемой равномерно-
сти распределения резонансов можно,
выбрав, например, такие размеры поме-
щения, которые соответствуют “золото-
му сечению”. Можно подойти к вопро-
су еще более радикально, отказавшись
от прямоугольной формы помещения и
сделав его трапециевидным, или при-
менив рассеивающие звук поверхности
и г. и. Обо всем этом я подробно расска-
жу во второй части статьи.
время затухания отклика помещения
на звук. Его измеряют от момента
окончания звука до затухания откли-
ка на 60 дБ. Время стандартной ревер-
берации определяют или на частоте
512 Гц, или на избранных звуковых
частотах.
Формулу для расчета времени стан-
дартной
реверберации
проектиру-
емого помещения вывел Сабин |7|.
Используя статистическую модель
реверберации и остроумные зкепери-
,менты, он впервые и в простом виде
выразил связь времени стандартной
реверберации е объемом помещения и
аффективной площадью поглощения
в нем звуков:
Реверберационная акустика
Задачей реверберационной акусти-
ки является оценка статистических
параметров помещения, таких как
вре-
мя стандартной реверберации
и
ра-
диус гулкости.
В отличие от геометрической, ре-
верберационная акустика исходит из
предположения, что образующееся в
резул ьтате м ногократн ых отражен и й
реверберационное поле помещения по
интенсивности звука распределено
равномерно во всем его объеме и
диф-
фузно.
Под диффузностью понимают
примерную одинаковость значений
колебательной скорости звуковых от-
ражений, достигающих ушей слуша-
теля из всех направлений. Стремиться
к почти идеальным условиям следует
не только потому, что упрощаются
акустические расчеты. Однородность
звукового поля, например в зале, обес-
печивает равную громкость и тембр
звучания концертной программы на
разных слушательских местах. Диф-
фузность же звукового поля играет
особо важную роль для правильного
восприятия звуковой сцены —
для
точного определения слушателем на-
правления на источники звука, а так-
же для ощущения
ясности
и форми-
рования
пространственного впечат-
ления
от звучания.
Однако в реальных условиях —
в
комнатах прослушивания, концерт-
ных залах, театрах
равномерность
распределения звукового поля и его
диффузность, как вы догадываетесь,
весьма далеки от совершенства. Вспо-
мним про “звуковые ямы”, го есть ме-
ста, в которых голоса артистов пропа-
дают. как в Бермудском треугольнике
и т. її. Ну а теперь обратимся к ос-
новным понятиям реверберационной
акустики.
а)
Прем я стандартной ревербера-
ции Т1Ш
это измеряемое в секундах
Тыг
0,164
|с |
(11)
где
А
=
u,S
суммарное погло-
щение в помещении, м2 (здесь а к
средневзвешенный по площади по-
мещения
коэффициент
поглоще-
ния).
Эта формула действительна для по-
мещений с небольшим средним коэф-
фициентом поглощения а к < 0.3; при
больших значениях а к пользуются
формулой Эйри ига:
тЫ
)
o,i64_£5f|n(t_ak);
И
(12)
6)
Радиус гулкости
ГЗ статистическом смысле ревер-
берационное поле в помещении про-
слушивания в установившемся состо-
янии считается равномерно распре-
деленным, то есть не зависящим от
расстояния до источника. Интенсив-
ность прямого звука, скажем, излучае-
мого сферическим источником, како-
выми
являются
все динамические
громкоговорители в закрытом корпу-
се, при удалении от него, напротив,
у б ы ва ет
11
ропо рци о
11
ал ь
11
о к ва д рагу
расстояния. Оказывается, в простран-
стве вокруг источника можно мыслен-
но нарисовать круг, а точнее, сфериче-
скую поверхность, радиус которой
обозначает место, где интенсивность
прямого звука и поля реверберации
равны. Этот радиус называется
ра-
диусом гулкости.
Радиус гулкости
определяют по
формулам:
r„ = 0 ,0 5 7 l/~ ■
N (,ЗГ))
1
ва
Внутри отого круга (сферы) слуша-
тель воспринимает в первую очередь
прямой звук источника, а за его преде-
лами слышит в основном иоле ревер-
берации. 13 качестве примера
радиус
166 АудиоМагазин 1/2001
предыдущая страница 167 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 169 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст