нителсн (прежде всего, композитора)
на свет появилось то, что можно на-
звать оранжерейным гибридом фран-
цузской лирической трагедии
(ее
признаки: значительная роль так на-
зываемого аккомпанированного речи-
татива’. введение в спектакль балет-
ных и хоровых сцен) п итальянской
оперы-scria (а для нее характерны по-
вышенное внимание к прекрасному
пению'’, реализуемому прежде всего
кастратами, и наличие речитативов-
secco5
*
7 и арий [)а Саро8).
Гибрид отличался хорошим вкусом
по сравнению с набившей к тому вре-
мени оскомину оперой-seria, музы-
кально-драматургические недостатки
которой заклеймил один из крупней-
ших музыкальных идеологов XVIII ве-
ка Франческо Альгароттп в своем
знаменитом "Очерке об опере" (к
слову, появившемся всего за несколь-
ко лет до пармской премьеры). В
“Ипполите” Траэтты было то. что от-
сутствовало в séria.- мотивирован-
ный сюжет, изобилующий острыми
психологическими ситуациями (чего
стоит одна сцена Федры, Ипполита и
Тезея, заставшего наедине свою су-
пругу и сына от первого брака), выра-
зительные речитативы (в том числе
аккомпанироваппые).
живописую-
щий оркестр, наконец, одушевляю-
щая идея неплотской любви, замеча-
тельно воплощенная в кульминации
оперы —
громадном заключительном
дуэте главных героев, когда их высо-
кие голоса (партия Ипполита испол-
няется мужским сопрано) словно па-
рят во Вселенной.
Итак, воспринимать онеру Траэтты
как итальянскую кальку одноименной
онеры Рамо совершенно непозволи-
тельно. Напротив, перед нами —
одна
из удачных, даже удачнейших попы-
ток претворения тех принципов, кото-
рые позже были реализованы Глюком.
Recitativo accompagnato9
Что слышу я?
(Бурные пассажи ор-
кестра.)
'Граэтта —
если мне не изме-
няет память
представил свое рефор-
маторское творение на суд Пармского
двора раньше, чем Глюк, поразивший
Вену радикализмом "Орфея и Эврн-
дики” лишь в 1762 году.
..
(Бурные пас-
сажи оркестра.)
Но отчего же мы
5 См. в качество примера нижеследующий речита-
тив.
в В итальянском оригинале “Ье1 саииГ
7 См. в качестве примера вышеприведенный речита-
тив.
8 См. в качестве примера вышеприведенную м ниже-
следующую арии.
?>
Олин из характерных жанров французской лири-
ческой трагедии, в котором музыкальная деклама-
ция певца сопровождается оркест|юм или группой
инструментов, что способствует более полному вы-
ражению чувств и чаяний героя.
называем оперную реформу только
именем Глюка?!
Aria (пастораль)
Ах. отчего мы гак любим, так лю-
бим расставлять всех композиторов,
словно фарфоровых пастушков по
кем-то
придуманным
этажеркам?
Глюка поставим повыше, повыше —
к
великим.
.. 'Граэтту
кто его нынче
помнит?
подальше, подальше в чу-
лан!
(Конец.)
Меж тем, один
из экзотических
фруктов Траэтты вскоре после парм-
ского успеха возрос її на венской поч-
ве. подготовив ее тем самым к “аграр-
ным" экспериментам Глюка и его либ-
реттиста Кальцабиджн. І Іта.ііійскиіі
же "садовник” отбыл в Петербург ко
двору Екатерины Великой, где занял-
ся опытами но проверке нового сорта
оперы на морозоустойчивость. О. мы
и представить себе не можем, сколь
сладки для нашей культуры были пло-
ды его усилий, ибо благодаря им Рос-
сия снискала славу одного из очагов
опорного
авангарда
XVIII
века!
( Cadenza )
Ах. отчего мы так любим, так лю-
бим.
.. (С
начала до слона "Конец".)
Coro (Musicologi)
В записи, осуществленной фирмой
"Dynamic”, любители “музыкальной
подлинности"10 отыщут вес ее необхо-
димые атрибуты (включая долгие и
заслуженные аплодисменты), ибо им
предоставлена счастливая
возмож-
ность внимать звуковой сумме луч-
ших страниц трех фестивальных пред-
ставлений творения Траэтты. Обратив
внимание на хорошую работу соли-
стов (в особенности Патриции Чьофн,
чье пение заставляет вспомнить пер-
вую исполнительницу партии Арисии,
несравненную Катерину Габриел.ш) и
оркестра, выскажемся сожалстельно
лишь о хоровых эпизодах, которые не
всегда синхронно и с заметным акцен-
том озвучиваются Братиславским ка-
мерным хором. Однако ввиду своей
незначительной протяженности, они
нс слишком портят общее впечатле-
ние от безусловного шедевра будуще-
го придворного капельмейстера Ека-
терины II.
Saltarcllo"
(Исполняется
всеми
поклонниками оперы XVIII века без
различия национальности, возраста
и пола по случаю явления первой за-
писи первой реформаторской оперы
Траэтты.) Л
10 И итальянском оригинале “deirauientieita musi-
cale-.
п Итальянский ганец с прыжками.
R0KSAN
www.roksan.co.uk
Серия «CASPIAN»
CASPIAN cd
CD-г
CASPIANINTEGRATED v
литель
CASPIAN TUNER
CASPIAN POWER
CASPIAN AV AMPLIFIER
CASPIAN AV AMPLIFIER (4 канала) AV-усилитель
SUPPLY) CD - конверто
IFIER
ельный усилитель
AV speakers
AV 5 SYSTEM (без стоек ) AV Комплект (5
new1!»
систем) 2760.00 new !!!
AV Centre Channel AV
0JAN3RW
0JAN3X BL
4V-Vn:i;.'
ВШвв
ические системы
акустические системы
ические системы
0JAN 3S (SUBWOOFER
0JAN 3S (SUBWOOFER
ROKONEBL
ак
ROK ONE RW
ROK ONE GOLD ELDER
(LIGHT WOOD FINISH)
акустические системы
КОМПАНИЯ « N Є X T >>
о ф и ц и а л ь н ы й д и с т р и б ь ю т о р
тел.: (095) 290-3109, 290-6007, факс (095) 290-2579
www.next-hifi.ru
предыдущая страница 146 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 148 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст