музыка
Лаврентии ПЕКАРСКИЙ
J. S. B ach
In ve n tio n s and S in fo n ia s
(C o m p le te )
И.-С. Бах
Инвенции и симфонии
Вольфганг Рюбзам, фортепиано
'‘Naxos*. 1)1)1) Х.5509Ы)
1995
/.
“Сказано: кто не холоден и не го-
ряч, а только тепл.
.."1. 15 исполнитель-
ском искусстве, где традицией лелее-
ма установка “кто не с нами, тог про-
тив нас", “средний путь" на-
казуем категорі ї ве-
ским неприятием.
Пи предлагаемый
\
пи ими пи ю компози-
\
тор
(250-летие со
\
Они
смерти которого
\
жизнерадостно опте-
\
чалосъ в минувшем го-
ду). пи представленные
па диске его произведе-
\
чия (ежегодно интерпре-
тируемые трудноустаио-
оимым количеством начи-
нающих музыкантов обоих
полушарий), пи звукозапи-
сывающая фирма (одна из
самых популярных в цивили-
зованных странах) в много-
\
слоеных
представлениях
не
нуждаются.
іІодозренаю, что после появле-
ния баховекмх записей Рюбзама
н молодой наивно-восторженный
аутентнзм, п пожилой угрюмо-
\
воинствующий академизм засыпа-
ют только при наличии сильнодей-
ствующего сно творного: но ту сторону
океана происходит то, что в русле
рожденных в Европе исполнитель-
ских направлений делать либо не по-
лагается, либо не дозволяется.
Главное действующее лицо рассма-
триваемого явления
американский
музыкант Вольфганг Рюбзам. Как это
бывает со всяким органистом (Рюб-
зам совмещает преподавание в Порт-
вестериском университете с долж но-
стью университетского органиста в
Чикаго), в поле его профессиональных
интересов
неизбежно
обрисовался
старший Вах. Однако в особом прист-
растии Рюбзама к творчеству лей-
пцигского кантора (рецензируемый
диск
всего лишь одна “серия" из про-
дуцируемого исполнителем "баховско-
го сериала "). ощутимо и то. что мож но
1
"...tut отринут и |
1
|н>к.'
1
ит"
(Т. М айн.
Доктор Фау-
стус М„ 19W). г. 170).
Прим. /ич1.
назвать национальной ностальгией,
ибо Рюбзам
немец но рождению.
Американским мулы ка і гг белам ел -
дяциоило нарушает один ил осноно-
нолагаюших принципов аутентилма.
согласно которому "старинную музы-
ку токмо на старинных инструмен-
тах играть должно”. Не се-
крет, что именно
из-за этого сугубо ма-
териал пстнческого
постулата
старинные инструменты для некото-
рой части исиолннтелей-аутентистов
и их иоклопииков предстают основ-
ными гарантами аутентичности, ста-
новясь своего рода фетишами, Рюбзам
смеет озвучивать Баха на современ-
ном рояле, своими действиями дока-
зывая, что отнюдь не тембр клавеси-
на/клавнкорда
является
главным
стилеобразующим компонентом ба-
кинской клавирной музыки.
Эксперименты Рюбзама могли бы
показаться консервативному евро-
пейскому уху эпатирующими "штат-
скими" штучками, если бы за ними не
ощущался замечательно развитый
музыкально-исторический вкус и бе-
зупречное знание клавирного творче-
ства Баха, коими трудно обзавестись
за океаном. Мимоходом замечу, что
пианист оказался в США, где стажи-
ровался у Роберта Андерсона, у.же
пройдя отменную европейскую музы-
кальную выучку (имена преподавате-
лей впечатляют
Эрих Аккерман.
Хельмут Вальха и Мари-Клер Алли).
Ревнителей академической испол-
нительской традиции диск Рюбзама
должен удручить еще больше, чем
адептов аутентнз.ма: изрядные мет-
роритмические вольности (“у него
кастрировано чувство ритма!"2),
неканонические фразировка и ар-
тикуляция (“не Бузони, не Голь-
денвейзер. не Ройзман.
.. что это
за
кошмарная
редакция?”).
..
Приговор звучит как диагноз
(“II ото называется исполнять
Баха?!”).
Слушая инвенции и. осо-
бенно. симфонии “от Рюбза-
ма". понимаешь, что смысл
всей акции вовсе не мето-
дическая помощь (хотя
сам пианист, возможно,
думает
по-другому
иначе
зачем
бы
ему
снабжать свои бата-
ские записи стоящей
“отдельной строкой
пояснительной запи -
скоп исполнителя У).
В рюбзамовских ру-
ках пьески педаго-
гического
репер-
туара перестают быть
дидактическими сочинениями, из-
начально создававшимися для выра-
ботки у многочисленных отпрысков
семейства Бахов известного количе-
ства клавирных навыков. Воспользо-
вавшись исторически оправданным
правом понимать детскую музыку
XVIII века как музыку “маленьких
взрослых". Рюбзам играет Баха-для-
школыюго-возраста. рассчитывая на
недетски пристальное вслушивание
предполагаемых адресатов и на их
значительный музыкальный и жиз-
ненный опыт. Не случайно внимание
пианиста привлек редко исполняемый
вариант баховс к их инвенций и симфо-
ний, заимствованный из так называе-
мого “Мнимого автографа" и отлича-
ющийся от известных версий обилием
сложной орнаментики. Исполнение
Рюбзама
помощь гуманитарная в
буквальном смысле слова.
Академистов не устроит н то, что
Бах Рюбзама совершенно лишен бюр-
герско-протестантского аккуратного
1
Л.ич'ь и далее Гим ссылок па анторон цитирую от-
аыны оо исполнении РюГипмл iipc.'irrniiine.ieii ото-
чсстиеиного акпдемнлмл.
П рим ррцен.ичшш.
1/2001 АудиоМагазин 143
предыдущая страница 144 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 146 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст