аудиоклуб
Возникает вопрос, можно ли кардинально улучшить ка-
чество звучания тракта записи-воспроизведения, совер-
шенствуя только его конец, который содержит всего 1% от
общего числа задействованных в тракте аудиокомпонсн-
тов?! А может быть, у кого-то еще остались иллюзии, что
при звукозаписи используются особые, “музыкально про-
зрачные" компоненты? Тех, кто верит в это, я должен разо-
чаровать. В профессиональном оборудовании применяют
самые обычные пластмассовые транзисторы и микросхе-
мы, да и кабели там ценой не 1000, а 2 доллара за метр.
После осмысления сказанного напрашивается вывод:
нынешний “хай-энд"—
чистое надувательство, а его произ-
водители уже давно играют роль прожектера из Академии
в Лагадо12 —
я имею в виду ученого, занятого превращени-
ем человеческих экскре-
ментов в питательные ве-
щества, из которых они
образовались.
Мне кажется, произво-
дители
“хай-знда"
пре-
красно знают, чем они за-
нимались все это время, и
поэтому молча, но вполне
осознанно все свои интел-
лектуальные силы направ-
ляют не в корень, а в бот-
ву
в дизайн продукции.
В
своей
замечательной
статье (“АМ" № 5 (34)
2000, с. 87) Роман Ильич
Пашарин привел фотогра-
фию проигрывателя “Т1ю-
гепк Т1)-Г>20" с тонармом
“БМЕ 3012Я", оснащен-
ным МС-моноголовкой на
78 об/мин фирмы “Ог-
иФоп”
(кажется,
“ново-
делом”, но я в этом не уве-
рен —
к фото нет коммен-
тариев). Приведенные на
фотографии компоненты
общей стоимостью около
3000$ являют нам завора-
живающий образ сверх-
точного станка для обра-
ботки алмазов, однако при
бесстрастном анализе его
конструкции выявляется несостоятельность многих техни-
ческих решений. Названное оборудование - всего лишь
один пример неудачного проектирования. С моей точки
зрения, груби,[е технические просчеты в аппаратуре “хай-
энд" встречаются буквально на каждом шагу.
Самое удивительное, что и удачные, и неудачные проек-
ты “хай-энда” щедро финансировались аудиофилами. Все
аудиоглупости н навороты, станки для обработки алмазов,
кабели стоимостью 1000 долларов за метр были безропотно
ими оплачены. И лишь па пороге третьего тысячелетия тер-
пению даже самых ярых фанатов аудио, кажется, пришел
конец.
Только так я могу объяснить причину признаваемой сей-
час уже многими смерти "хай-энда”.
Ну а как быть с физиологической тягой к музыке? Она-
то куда делась? Скорее всего, в последние десятилетия тя-
га эта пребывает в летаргическом сне, а это значит, сохрани-
12 Персонаж из книги Джонатана Свифта "Путешествия Гулливера". М.
. 1990.
с. 291.
ется надежда вернуть ее слушателям, но теперь уже в новом
теле “хай-энда”. Лично я верю в его реинкарнацию и даже в
то, что в конце концов найдутся люди, которые вложат в пе-
го деньги.
Дело это, к сожалению, придется нами мать буквально с ну-
ля. Я не призываю отказаться от электроники и ориентиро-
ваться на граммофонную запись-воспроизведение. Мне ка-
жется, было бы правильно постепенно продвигаться от кон-
ца к началу. Что-то вроде обратной прокрутки кинофильма.
I I так, шаг за шагом, приближаться к более ранним, более
простым техническим решениям. Прежде всего для этого по-
надобится новая методика
аудиоэкспертизы
, способная
улавливать не только осознаваемые потери в звучании, но н
те, что воспринимаются исключительно на уровне подсозна-
ния. Только тогда удастся
не упустить из виду и ос-
мыслить все ценное, что
было найдено на заре раз-
вития звукотехникн.
Начинать нужно с про-
цесса записи. Интуиция
мне подсказывает, что в
конце концов мы придем
к
моно
гра м
11
л нет пн кс на
45 об/мин; к прямой записи
на лаковый диск (без про-
межуточной записи на маг-
нитофон); к малому коли-
честву микрофонов и к
естественной акустике по-
мещений для звукозаписи,
или к выверенным в аку-
стическом отношении сту-
диям; к предельно про-
стой, “короткой” электро-
нике. Я также надеюсь, что
звукорежиссеры наконец
уйдут на заслуженный от-
дых, а на их месте окажу-
тся
высокообразованные
технически п музыкально
инженеры. Скорее всего их
вновь придется набирать
из настоящих английских
лордов, но вот незадача:
где их сейчас найти в до-
стало» IIIОМ КОЛ 114сстве?
Домашняя аудиоаппаратура тоже станет значительно
проще (как минимум вдвое). Акустические системы будут
содержать один - максимум два громкоговорителя. Корпу-
са будут открытыми и изготавливаться из “музыкальной"
древесины, а не из древесно-стружечной плиты, как это де-
лается сейчас. Звуковым кабелям не придется спасать ре-
путацию аудиосистемы, и они заметно подешевеют.
..
В реализации этого проекта я, разумеется, предвижу оп-
ределенные трудности, правда, не совсем технического ха-
рактера. Ведь тем, кто будет участвовать в этом деле, при-
дется стать настоящими хакерами, иначе говоря, заниматься
взломом стереотипов как у производителей техники, так н у
ее потребителей. А для этого потребуется вся мощь аудио-
прессы, а главное, нужно вовлечь в это предприятие аудио-
авторитетов п гуру. Я также допускаю, что придется лицом
к лицу столкнуться с агрессивно послушным аудиофиль-
ским большинством, которое, как это водится, интригами п
кознями захочет воспрепятствовать осуществлению проек-
та моей мечты. ◄
140 АудиоМагазин 1/2001
предыдущая страница 141 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 143 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст