аудиоклуб
I laiioMino его основную идею: клиаика грампластинки спо-
собна нести сраау дна псаанпспмых епшада. благодаря их на-
резанию на сторонах кананкн с соотношением углов
45/45.
Водынпнетио аудиофилов считают неосноримымн пре-
имущества стереозвука перед мопозвучаннем. Я. как и мно-
гие. 40 дет скитался но стереопустыне, и только недавно
меня осени.io, ч то все п о время я заблуждался. Я Осознал,
что стереофония лишь приоткрыла нам малоубедитель-
ную, а по существу сфальсифицированную музыкальную
щепу,
украв при этом душу музыки. Доказательствами то-
го, что кража состоялась, я располагаю и готов опублико-
вать их в одном из ближайших номеров журнала.
По моим наблюдениям, большие или маленькие револю-
ции в звукозаписи, которые в конце концов завели ее в ту-
ник, случались регулярно, с периодичностью примерно в
10 дет*. К концу 1960-х годов новым революционным пере-
воротом стала всеобщая транзнсторнзацня записывающего
оборудования. На смену относительно простой ламповой
технике пришли сложные, опутанные отрицательными об-
ратными связями транзисторные усилители, звукорежис-
серскне пульты, магнитофоны, устройства аффектов, в том
числе “искусственные до предела" ревербераторы и проч.
I !уть музыкального сигнала через новое оборудование
по сравнению с трактом злектрозаниеи
на 78 об/мин увеличился примерно в
50 раз. В итоге, по моему мнению,
звукозапись, а точнее, записанная
на грампластинки музыка получи-
ла удар такой силы, что все по-
следующие
воздействия,
я
имею в виду
цифровшшцию
II
пр.
. никакой роли в “земной" жиз-
ни звукозаписи сыграть уже не мог-
ли. Оно и понятно, ведь причинить
боль покойнику не удавалось пока еще
никому.
Почему мы заговорили об атом только
сейчас, когда возникли серьезные проблемы с реализацией 8
*
*
*
*
1
3
8 13 1878 году нп фонографе Эдисон» был» осуществлен» первая лашкь мулы каль-
кою мроишедемпя
В 1888 году licp.iifucp сделал мерную грамм ein инку-мишю мл по му тила.
И 1898 году Вальдсмар Иаульссн мл Дамки гол.ии мерным магнитофон, малпаи-
мым им “тслеграфоном’*.
13 1908 году начато массовое и|)ои:шолггио изобретенного Ли де Форестом ваку-
умного триода.
13 1918 году обшеггво Томом" плыло патент на "чтение <|юнограмм л.м-ктромш -
нитным лектором". то есть ллсктромагнитнмм .шукоснимателем.
13 1928 году Ха|юльд Ьлейк ил "Bell !л!к" подает патентную лаянку на и.юбре-
темным им усилитель с отрицательной обратной свилью.
13 ПШ году Эдуард Шуллер в Германии пате
1
п>п днухдорожечную магии гнум»
головку дли сте|Н‘олаинси и г д.
Иг кажется ли вам па периодичность закономерной? Исходя пл нее. я предпо-
лагаю, что 2008 год станет годом ргммкариаиии “хан-лида*’
дорогостоящей аудиоаппаратуры? Ведь все, о чем я пишу,
происходило долгие годы на гладах (точнее
“на ушах") у
I >а6< ш і и кои сту ; пні зву коза
11
не
11
.
Главных причин здесь две: одна из них психофизиологи-
ческая, а другая, скорее всего, политическая.
1. Известный звукорежиссер Герхард Цес как-то сказал
мне: “Если бы я каждый раз переживал музыку вместе с ее
исполнителями, то давно бы умер от инфаркта".
Для справки. Помимо явных искажений и помех, в про-
фессиональных студиях контролируют только три субъек-
тивных показателя качес тва записи:
ясность
звучания му-
зыкальных инструментов,
шнапс громкости
их звучания
и соответствие игры музыкантов нотному тексту. За соот-
ветствием этих показателей “нормам" строго следят му-
зыкальный редактор и звукорежиссер, последним убирает
затем обнаруженные погрешности путем склеек или пере-
записи дублей. Кроме того, до начала записи звукорежис-
сер. с помощью
панорамных
регуляторов, выстраивает му-
зыкальные инструменты на
стсреосцеие
и в копие работы,
используя искусственный ревербератор, на собственный
вкус насыщает фонограмму “воздухом". Теперь “музы-
кальное блюдо" готово к употреблению, а на очереди уже
следующее.
Похожее на конвейер производство фонограмм превра-
тило работу участников записи в тяжкую рутину, {возмож-
но. поэтому некоторые из них не замечали исчезновения
тонкостей музыкальной интерпретации в студийном обо-
рудовании. Однако есть более веская причина. Как я писал
и начале статьи, никто из музыкантов и прослушивающих
подолгу службы сначала живое звучание, а затем запись не
в состоянии заметить это исчезновение из-за восполнения
потерь воображением. С этим на первый взгляд удивитель-
ным эффектом я не раз сталкивался, когда сам осущест-
влял студийную запись.
2.
Научно-технический
прогресс
нельзя
повернуть
вспять. Это знают все. Отсюда правило: сложную техноло-
гию нельзя чересчур упрощать, чтобы потом не пришлось
краснеть, объясняя начальству, зачем раньше усложняли. В
связи с этим ушастые саунд-инженеры долго утаивали тот
факт, что на простом оборудовании за счет краткости
пути музыкального
..
сигнала
можно
до-
биться более качествен-
ной звукозаписи, чем на
сложном. Позже этот секрет
стал фирменным, поскольку
О О СС-
11
сч
11
вал эконом
11
ческ<и* и ро цветание
Компании, но об этом чуть дальше.
Признайтесь, что не все поверили моему расска-
зу о неуклонном в течение более полувека ухудшении
качества звукозаписи. Я бы тоже на слово не поверил,
поэтому предлагаю каждому убедиться в этом на собст-
венном опыте. Отыщите хотя бы несколько грамзаписей,
которые были выпущены в течение рассматриваемого пе-
риода времени, и сравните их между собой: вы обязательно
обнаружите все названные мной улики, ведь они “письмен-
ные" и пока еще не уничтожены.
Возникает вопрос. Почему же, имея все возможности
провести такое сравнение, потребители записей до сих пор
молчали?
Я объясняю это хитроумной политикой крупных звуко-
записывающих компаний. І Іачием с того, что все происходя-
щее их совершенно устраивает. Сложность используемого
ими оборудования и. как следствие, огромная его стои-
мость из недостатка превратились в главный козырь в
борьбе с конкурентами, в нечто вроде “программы звезд-
138 АудиоМагазин 1/2001
предыдущая страница 139 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 141 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст