аудиоклуб
Анатолий ЛИХІІИЦКИЙ
“ Х А Й - Э Н Д
У М Е Р ,
Д А З Д Р А В С Т В У Е Т
“ Х А Й - Э Н Д
1
Речь идет о засилим noqxvirnieiiMoü :к*традной музыки, которая выжила бла-
іх»;иіря тому, что оказалась менее чуистшпелыюм к "поражающему действию"
пжремепной записывающей и воспроизводящей аппаратуры, чем музыка насто-
ящая.
2
Саунд-инженерами я называю тех. кто разрабатывает и ікпілуатирует оборудо-
нанис для звукозаписи, в от:шчне от аудноинжене|КШ. которые в основном занн-
|)л.*|>яГк iTKoii домашней шшарш'урм шм ироианедениа.
с и I ггет! I ч ес к нс си талы , оперируя при атом такими поняти-
ями. как амплитудно-частотная характеристика, импульс-
ная реакция, коэффициент гармоник и г. и.
Технические
термины,
которыми
сыпали
сауид-инженеры. гипнотизировали музыкантов.
Подобно заклинаниям шаманов, они внушали
безоглядно довериться звукотехнике. чему смю-
собствовало и развитое у музыкантов воображе-
ние. Именно благодаря ему служители музы
подсознательно
восполняли
потери
музыки,
привиеееные оборудованием записи, и потому
не замечали их. Воображение же у музыкан тов
из-за повседневного слушания живых певческих
голосов и инструментов, а также из-за регуляр-
ного .музицирования разви то совсем неплохо и
даже лучше, чем у меломанов. Известно, что Гер-
берт фон Караян, необычайно требовательный к
звучанию своего оркестра, на “исчезновение" му-
зыки в аудиоаппаратуре не обрата
/1
внимания.
Заметьте, от музыкантов никогда не приходится
слышать слов ироде: “Господа саунд-инженеры, вы, кажет-
ся, заблудились!”
А может быть, никто не заблудился? Просто техника в
принципе неспособна передавать музыку такой, какой она
предстает перед нами на живом концерте?
Ответить на поставленный вопрос было бы нелегко, если
бы в.течение первых 30 лет XX века на земле не процветал
настоящий граммофонный рай. Кстати, рай атот существо-
вал только потому, что у возглавлявшего его Берлинера
техниками
работали настоящие лорды *
.
‘ Например, одним на гехни кок но звукозаписи у Ііер літера работал Фред
Гайебсрі (у|м>ждениып лорд Чемберлен). Именно им было сделано бо.тынпнптно
акустических грамзаписей Ф. Шаляпина.
Для человека интуитивного не составляет труда по
нише, предложенной ему, определит ь мысли повара.
Ха:ірит Миааят Хаи. Мистнцилм лерка
15 последнее время отаудиоаналитиков можно услышать,
что “Хай-зил” умер и ему па смену пришли домашние кино-
театры. Мнение ото. вызванное падением спроса на дорого-
стоящую аудиоаппаратуру, сродни заявлению, мол, повар
умер, поэтому обед следует заменить прогулкой. Возникает
вопрос, почему аудиоана.тпт ики не могут взять в толк, что
даже если повар умер, мы нс перестанем хотет ь есть, а уж
тем более после прогулки.
Этому желанию не может помешать даже то. что послед-
ние сорок лет нас кормят ужасающей музыкальной ба-
ландой1. Объясняется все просто: тяга к настоящей музыке
исчезнуть не может в принципе, так как является физио-
логической потребностью. К тому же она связана только
со слуховым восприятием и к просмотрам кинофильмов
отношения не имеет.
Тогда почему рынок “хай-зпд" отдает концы?
Мне кажется, причины сложившейся ситуации следует
искать не в нынешнем времени, а гораздо раньше
в кон-
це 1920-х годов, когда Берлинер оставил пластиночный
бизнес и ушел на пенсию. Именно тогда исчезло духовное
начало, объединявшее музыку и аудиотехнику, что повлек-
ло за собой буквально вавилонское столпотворение: музы-
канты еще тараторили па своем птичьем языке (на кото-
ром, кстати, продолжают чирикать
музыковеды), когда вместо интелли-
гентных
техников
в студиях звукоза-
писи появились
саунд-инженеры-.
Не проявляя к музыке и гем более к
ее неосознаваемому содержанию ни-
какого интереса, они полагались на
Й
га
1/2001 АудиоМагазин 135
иллюстраций использованы работы худож ника И. Пасха (1450
1516)
предыдущая страница 136 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 138 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст