м у з ы к а
ііи с ь
только усиливает, и 2) Гергиеву мало музыкального
текста. II. видимо, мало даже тех музыкальных идей, кото-
рые за ним с тоят. Это для него слишком бесплотно. Его не
интересует идеальное исполнение
Пятая полна выпира-
ющих оркестровых голосов ( тут, конечно, постарались зву-
корежиссеры. сводившие запись в поисках вкусных дета-
лен). Но все ото работает на образ симфонии, которая "са-
ма себе рождает оркестр” и едва не становится предлогом
для игры чистых звуковых сил.
Это исполнение своей хтоиической мощью и самоценно-
стью звуковедеиия представляет противоположность хре-
стоматийной записи 11ятой: Евгений Мравнпский дирижи-
рует Оркестром Ленинградской филармонии в зале Wiener
Musikverein. ( LP фирмы “Мелодия" “Евгений
Мравнпский в Вене, 1982".) Мравпнскпй
взывает к аиоллоническому началу, вызыва-
ет дух Чайковского-класеицнста. Гергиев
рисует классика человеком собственного —
дионисийского
темперамента. Л себя,
стало быть, классиком. Он делает из Чай-
ковского и лощеного венского оркестра
лионнсийнев: так сказать, групповой ав-
топортрет дирижера. Слияние исполни-
телей и автора в этом фантоме не слиш-
ком достоверно, зато чрезвычайно дей-
ственно: после финальных аккордов зал
разражается благодарными истериче-
скими воплями.
H ym ni
Владимир Мартынов
Canticum Fratris Solus*
M agnificat quinti toni**
Марк Такер*, тенор
Дэвид Джеймс**,
контратенор
Ансамбль Opus Posth
Художественный руководитель
Татьяна Гринденко (скрипка)
Запись с концертов в Локуме* (Германия)
в 1997 и Локенхаузе** (Австрия) в 1996
Звук: Петер Лангер
Мастеринг: Сергей Загний
/Спитые Руки Оекорде ( l)L. \ 0 0 0 /7
43:00
2000 год
Тут не обойтись без упоминания труда Владимира Мар-
тынова “Культура, нконосфера и богослужебное пение
Московской Руси"'. С одной стороны, книга принадлежит
православному человеку. С другой
очевидно, что автор
практикующий музыкант. За самыми абстрактными поло-
жениями стоит живой слуховой опыт. Автор поправил бы:
духовный опыт. Рассматривая звук как прелесть (в церков-
ном смысле). Мартынов всю историю западно-европейской
музыки объясняет и прослеживает как отпадение от бого-
служебного пения. По Мартынову, оно достигло своих выс-
ших форм одновременно с появлением понятия об авторе
музыки. Далее возникла система “богослужебное пение
музыка”; баланс внутри нее смещался в сторону музыки,
так что даже и ранняя авторская музыка для церкви уже не
досягала духовных высот богослужебного нения. Рассмат-
ривается путь Западной и Восточной церквей
с выводом,
что Западная все более секуляризовалась, дрейфуя в сторо-
ну искусства; а наследие не разделенного еще христианства
перешло от Византии к Московской Руси.
Это наследие
оазис Красоты посреди красивого
на-
до пытаться реставрировать не научно, но в себе. Марты-
нов, например, уверенно заявляет, что невозможна ника-
кая реконструкция древнерусских песнопений, если ис-
следователь занимается музыкой, а не творит молитву.
Очень живо описана молитвенная практика и ее связь со
строением богослужебного нения как целостной системы.
Исключительной по смелости и плодотворности пред-
ставляется мысль о том. что гигантский масштаб европей-
ской профессиональной музыки п ее резкое отличие от
всех традиционных культур суть не что иное, как результат
распада системы богослужебного пения: эта последняя за-
ключала в себе колоссальную энергию, которой хватало на
образование все новых стилей п форм. Хватило, говорит
Мартынов, до сегодня. На завтра уже не хватит, а потому
музыкантам надо действовать уже не в музыке
(так как она только следствие), а в
области духа.
Мартынов поме-
щает музыку
как
профессию и состоя-
ние сознания — в го-
раздо более широкую
духовную перспекти-
ву.
Книга
написана
ста р< >
м од и ы м
нес у ет -
ным языком со множе-
ством повторов. М ар-
тынов будто вслушива-
ется в звучание своих
концепций
так же, как
в своих сочинениях слов-
,
НО
бы мыслит ими. минуя
звуки. Книга п музыка для
Мартынова
две стороны
одного н того же. II то,
II
другое суть средства.
Риск
основа всякого не-
лицемерного
искусства.
Мартынов рискует тем, что
пишет в расчете на адекватного слуша теля, которого, мо-
жет быть, н не существует. В этом смысле благостно-пу-
стынные юбиляции смыкаются с крайними проявления-
ми “новой сложности”.
1
Мартынов II II.
Культура, иконогфера и богослужебное пение Меч*конской Ру-
си. М.
. 2000.
132 АудиоМагазин 1/2001
предыдущая страница 133 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 135 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст