г
м у з ы к а
В а в и л о н с к а я
I
А в т о р с к а я р у б р и к а Б о р и с а Ф и л а н о в с к о го
Преодоление Чайковского
Этот автор настолько вошел в нашу жизнь, что, дыша
им, мы уж и не замечаем, чем, собственно, дышим. И здесь
обе записи будут весьма полезны. Каждая по-своему раз-
мывает картинку “П. И. Майкопский” из хресто-
матии но музлитературе. Романсы
исполнены в манере "мень-
ше": главное н них удивитель-
ная сдержанность п исполпн-
тел ьс кое
ка к-б ы -у м ол ча н и е.
Пятая симфония
- в манере
“больше”: авторский текст до
предела нагружен интерпретаци-
ей и производит впечатление че-
го-то колоссально тяжелого. По-
этому
труды
слушателя
будут
очень непохожи. Аскетизм Евтодь-
евой
ГорибОля надо продолжать п
домысливать, а щедрость Гергиева
пап ряжа
11
(о ус ваивать.
Чайковский, Аренский.
Песни
Виктория Евтодьева, сопрано
Алексей Гориболь, фортепиано
Звук: Виктор Динов
Записано в марте 2000 в церкви Св. Екатерины, СПб
пианист. Увлекательный и очень живой процесс, несмотря
на студийность записи, с “большим”, во всю стереопанора-
му, фортепиано, с голосом, пространстве!
I-
^
по отделенным от него. Со стороны Гори-
боля каждая пьеса
настоящее чудо ин-
терпретации. До подобного уровня дуэт
поднимается в романсах “Я ли в поле да
не травушкой была”. "От чего", “Легенда”
( “Был у Хрнста-младенца сад”), ‘‘День
ли царит”. Фирма “Антрон” п продюсер
Андрей Тронилло выпустили диск с
программой Чайковского и Аренского
аккурат к 160-летию Петра Ильича,
через три месяца (!) после того, как
публика впервые ее услышала,
оперативность, невозможная для
России н почти невозможная даже
на Западе. Чтобы музыка или ис-
полнение могли обрести неогра-
ниченный срок годности, с ними
надо обращаться как со скоро-
I
юрти
IIIIIМСЯ 1
1р<тдукт<>м.
Чайковский.
Пятая симфония
W iener Philharm oniker
дир. Валерий Гергиев
Лит ров ЛТП 99009
Звук: Манфред Хофер
10:47
2000 год
Это вам не конкурс, им. того же Чайковского, который
Виктория Евтодьева выиграла в 1998 году (I премия).
Алексей Гориболь ведет ее чуткое сопрано к высотам/глу-
бинам постмодернистского Петра Ильича. Недаром про-
грамма, спетая в Петербурге и Москве, включала
помимо
двенадца ти романсов Чайковского п пя ти романсов Арен-
ского, записанных па этом диске,— “Пять стихотворений
Тютчева” Леонида Десятникова. Контекста из песни (ро-
манса) не выкинешь. Через обостренный ритм и тембр в
интерпретацию проникает "аутентичная” струя. Иногда
чувствуется, как она расшатывает академические вокаль-
ные привычки Евтодьсвой. Впрочем, они даю т о себе знать
где неточной или широкой интонацией (не подчищенной,
к чести певицы, мастерингом), где ненамеренной вроде бы
тяжестью тона. Гориболь же безупречен
и пианистиче-
ски, и как мудрый “голосоводитедь”. Здесь именно он лидер.
И это соотношение тоже ново. Примерно так же, как ново
для слушателя, привыкшего к [Берингу или (’ терну, аутен-
тичное исполнение скрипичных сонат Бетховена или М о-
царта
они ведь написаны для
клавира
п скрипки, а не на-
оборот. Богатый голос не красуется (потому и не конкурс
Чайковского). Он подчиняется художественной задаче,
исключительно точно поставленной роялем. 11евнца упорно
прорывается к подлинности, носителем которой выступает
Запись с концерта Зальцбургского фестиваля в июле 1998
Philips Clfissics 162 901-2
46:19
1999 тої)
Характерная для Валерия Гергиева манера - создавать
себе в играемом произведении горы трудностей, а потом их
сворачивать. Например, знаменитые точные повторы Чай-
ковского, которые расхолаживают многих исполнителей
разных специальностей, у Гергиева встают пеной на пути
музыкального развития
а со стеноп дело иметь трудно,
по интересно. Ее можно прошибать, через нее можно пры-
гать. Или. скажем, сначала он добивается от оркестра ис-
ключительно плотного, плотского звука, а потом начинает
бороться с ним. И это само но себе уже увлекает. Конечно,
венцы отлично знают эту симфонию, много раз ее играли.
Причем самым изысканным манером. По Гергиев искусно
добивается от них полной иллюзии снерхусндия, напряже-
ния всех сил. Австрийские струнники вибрируют с таким
отчаянием, будто они
оркестранты Мариинки. замучен-
ные жестким графиком репетиций н премьер. Медь благо-
родно заколачивает, деревянные распевают бельканто, как
струнные.
Дирижер почти сделал из чужого оркестра свой: по эмо-
циональному напору Пятая приближается к Шестой под
его же руководством, по с Мариинским оркестром. Созда-
ется впечатление, что 1) Гергиеву важен не результат, а нро-
1/2001 АудиоМагазин 131
предыдущая страница 132 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 134 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст