^ гостиная «ф онограф »
звездами на стадионах или концерты
популярной классической музыки в
венских залах.
"A M ".
Но вернемся к твоему твор-
честву. Остался ли ты структурали-
стом и .экзистенциалистом образца
1970-х?
В. Т.
Я абсолютно не структуралист.
Я очень далек от структурализма, а эк-
зистеициализм, пожалуй, очень далек
от меня.
.. Я вырос в тоталитарной
стране, и, может быть, поэтому меня
больше всего в искусстве интересует
какая-то тотальность, какие-то гло-
бальные процессы, которые происхо-
дят независимо от тебя (ну и как кон-
траст — новая сентиментальность).
Мне интересно писать сочинение, вос-
создающее тотальные процессы, кото-
рым ты, как художник, даешь только
первый толчок, а потом уже они сами
ведут тебя. В латиноамериканском
романе есть нечто подобное. Меня
скорее интересует искусство как ми-
фотворчество.
"A M ".
Как бы ты определил мифо-
логическую основу своей последней
оперы, поставленной па Мюнхенском
бьеннале,— “Когда время выходит из
берегов”? Расскажи об этом произве-
дении подробнее.
В. Т.
Историй вообще очень немно-
го.
..
"A M ".
Как сказал Борхес, всего че-
тыре.
..
В. Т.
Ну да, а эта — история о време-
ни. О времени, которое уничтожает.
..
(в основу названия оперы легло не-
мецкое идиоматическое выражение
“Wenn die Zeit über die Ufer tritt”—
“Когда время выходит из берегов”).
Это миф о всепоглощающем времени.
Если хочешь, о Хроносе, пожирающем
своих детей.
.. Эту оперу мне предло-
жил написать Ханс Вернер Хенце.
.. На
предшествующем бьеннале исполня-
лось мое симфоническое сочинение
“Дыхание исчерпанного времени”, оно
понравилось Хенце: по его словам, он
ощутил в этой пьесе какую-то особую
сенсибильность1
— и заказал мне для
следующего фестиваля оперу, непре-
менно по Чехову. Вначале эта мысль
показалась мне абсурдной. Драматур-
гия Чехова, моего любимого автора,
казалась мне абсолютно не оперной.
Все, что у него происходит, происхо-
дит помимо слов, сюжета; конфликт у
него очень далек от мелодрамы и в то
же время очень легко может быть про-
читан (пропет!) мелодраматично. Но
Хенце меня убедил. Потом, правда.
1
Сенсибильность - принятый в западной психоло-
гии искусства термин, обозначающий способность
произведения воплощать тонкие эмоциональные пе-
реживания. вибрации чувств.
директор
фестиваля
сменился
им стал композитор Петер Ружичка,
изощренный интеллектуал и замеча-
тельный музыкант, блестящий знаток
литературы и именно потому еще
больший враг литературщины и сю-
жетности, чем я сам. После многочис-
ленных и очень долгих дискуссий у
нас с ним возникло полное взаимопо-
нимание. В качестве либреттиста я
пригласил немецкого поэта и проза-
ика Гюнтера Моннау, которому был
предложен практически готовый сце-
нарий. В результате мы пришли к либ-
ретто, где свободно использованы два
текста — чеховская пьеса “Три сестры"
и пушкинский отрывок “Гости съезжа-
лись на дачу". В трех сценах действие
развивается в одном и том же русле,
но из времени “Трех сестер" (начала
X X века) в первой сцене переносится
в наше время — во второй, и в услов-
ное будущее время и в некое вирту-
альное мистическое пространство — в
третьей. Текст, который в начале пер-
сонажи произносят в традиционной
ариозно-рсчитативной манере, во вто-
рой сцене вложен в уста депсрсони-
фицированных героев, а в третьей -
разрывается на отдельные фонемы
и свободно переходит от одного дей-
ствующего лица к другому.
На фестивале “Звуковы е пути’ В ла-
д и м и р Т арнопольский дем онст риро-
вал ви деоза пи сь оперы. Изумитель-
ное единство действия, музыки, игры
акт еров-певцов, у которых в арсенале
выразительных средств есть все — от
итальянской кантилены д о ш прехге-
занга, от театра переж ивания д о теа-
тра абсурда. О соб е нн о сильное вп е -
чатление п роизвел ф инал: закован -
ные в полупрозрачны й кокон (сим вол
не то новой виртуальной реальности,
не то какого-то мист ического сущест-
вования после ж и зн и
д о жизни),
абсолют но статичные актеры в сум -
рачном и тягостно безлю дно м п р о -
странстве бесстрастными, полны м и
в за и м н о й отчужденности гол оса м и
воспроизводят чеховский текст, р а з -
битый на отдельные ф онемы. П осле
того как смолкают п оследние голоса,
луч прож ект ора вы свечивает л и ц о
старика
это одн оврем е нн о и че-
ховский Ф ирс, и некий д е м о ни че ски й
Р еж иссер действа — его л и ц о а б с о -
лютно черно от сажи. Б удущ ее пу-
сто.
.. Н ебо в алмазах, к которому ге-
р о и стремились в первой сцене, си я -
ю щ ие высоты вечности, о которых они
спори ли во второй,— все оказалось
об м аном и "затхлым чуланчиком" Д о -
стоевского. П осле того как сцена п о -
грузится в полны й мрак, в воздухе
звучат тоскливые цим балы — призрак
ост ановивш егося или. может, п о ве р -
нувш его уже вспять врем ени.
..
"А М ".
Кс тати, почему именно цим-
балы были выбраны в качестве фи-
нального тембра?
В. Т.
Во мне очень сильно детское
воспоминание: мама, уходившая на
работу очень рано, оставляла вклю-
ченным радио, чтобы оно разбудило
меня в школу. И вот, каждый день на-
чинался с тоскливого ужаса пробуж-
дения — по радио на бандурах и цим-
балах исполняли навевающие невы-
разимое уныние позывные на мотив
“Реве та и стогне Дш пр широкий”,
затем — необычайно торжественный
Гимн СССР и сразу же Гимн УССР —
похожие друг на друга как две капли
воды. Я родился и вырос в Днепропе-
тровске, в городе, давшем миру Бреж-
нева, Кучму.
..
"А М ".
Гр| шория Пятигорского.
В. Т.
Да, но я вспоминаю только ве-
ликих.
.. С тех пор мне достаточно ус-
лышать
цимбалы, чтобы
испытать
весь комплекс ощущений, который в
экзистенциальной философии краси-
во называется “страх бытия”. По за-
мыслу либреттиста все герои в финале
кончают жизнь самоубийством, слов-
но члены некой религиозной секты.
Для меня единственным звуковым
символом подобного состояния явля-
ется тембр цимбал.
"А М ".
Существует ли аудиозапись
этой оперы?
В. Т.
Серийной пока нет. Но есть
диск с другими моими сочинениями,
записанный фирмой “Мегадиск”.
"А М ".
Ну и напоследок скажи что-
нибудь об аудиозаписи.
.. Любишь ли
ты слушать записи, на какой аппара-
туре?.
.
В. Т.
Из лишняя комфортность от-
влекает и даже раздражает. Самое
лучшее для меня — когда я не думаю о
качестве аппаратуры. Мне кажется,
что иногда приятнее послушать хоро-
шую аналоговую запись с шумами,
шипением, но несущую живое отно-
шение, нежели дистиллированную,
мертвую.
С Владимиром Тарнопольским
беседовала Ольга Скорбященская
23 ноября 2000 года
Санкт-Петербург
128 АудиоМагазин 1/2001
предыдущая страница 129 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 131 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст