^ гостиная « ф онограф »
пион їїымїї, как, скажем, классический
струнный квартет. Чиновники не же-
лают замечать проводимых то здесь,
то
там
фестивалей
музыкального
авангарда, а в рыночных условиях они
не могут выжить лишь за счет энтузи-
азма — в этом году, например, знаме-
нитая московская “Альтернатива” уже
не проводится. В библиотеках нет ни
партитур, ни записей. Об уровне мате-
риального существования артистов
даже говорить не буду. Знаете, нигде в
мире не рассуждают так много о “госу-
дарственности мышления” и о патрио-
тизме и нигде эти “государственники”
и “патриоты” так по-киллерски не от-
носятся к развитию собственной куль-
туры.
"А М ".
Кому -нибудь такая картина
может показаться чересчур мрачной,
но людям, активно занимающимся со-
временным музыкальным искусством,
все эти приметы упадка хорошо знако-
мы. Другой вопрос, в чем его причины?
В.
Т.
Кто-то из великих сравнил
культурное наследие с доставшимся
наследством, которое можно приум-
ножить, а можно попросту проесть и
растранжирить. Боюсь, мы находимся
в последнем акте второго сценария.
Когда нет поступательного движения,
диалога культур, когда нет развития —
наступает застой. Это, когда с одной
стороны — в академической среде
бесконечно п буквально воспроизво-
дятся давно отжившие и полностью
амортизированные каноны великого
прошлого (и в композиции, и в испол-
нительстве), в то время как с другой —
в альтернативной среде,— говоря сло-
вами классика, “улица безъязыкая
корчится”. К тому же часто у нас, в си-
лу все той же необразованности и, ска-
жем мягко, наивности, какие-то полу-
дилетанские
опыты
из
вторсырья
вдруг обретают ярлык “крутого аван-
гарда” и становятся модными в той
или иной влиятельной тусовке.
"А М ".
Что ты имеешь в виду?
В. Т.
К примеру, вдруг, “тридцать лет
спустя" случайным западным ветром
занесло в наши края моду на минима-
лизм, и стало на наших бесконечных
просторах компознторов-минимали-
стов видимо-невидимо, особенно сре-
ди молодых. Но это не космический
минимализм Фелдмана, не мощный
минимализм Райха, не социально ан-
гажированный минимализм Андрие-
сена. Чаще всего это, я бы сказал, “эст-
радный” минимализм, идущий от про-
стой композиторской беспомощности.
Или другой пример: широко деклари-
руется тезис о том, что искусство уже
кончилось, автор умер и остается
только повторять и варьировать уже
написанное. При этом отечественные
мессии забывают указать, что эти
идеи они вычитали в книжках о фран-
цузских постструктуралистах середи-
ны 1960-х годов. Именно тогда был
выдвинут тезис о смерти автора, и это
положение стало мощнейшим стиму-
лом к выработке совершенно новых
форм письма! У нас те же самые идеи
служат оправданием совершенно про-
тивоположного
стилизаций, вто-
ричностн и творческой беспомощно-
сти. Статус такого творчества в циви-
лизованном мире точно такой же, как
и статус потребляющих этот кич тусо-
вок,— это продукт исключительно на-
шего местного потребления.
"А М ".
Практически все премьеры
твоих сочинений проходят за рубе-
жом. Считаешь ли ты, что серьезная
современная музыка не имеет в Рос-
сии своего слушателя?
В. Т.
Лично мне, честно говоря, грех
жаловаться, хотя, конечно, трудно го-
ворить о чем-то со слушателем, кото-
рый пропустил не один, не два и не
три важных этапа I! развитии мировой
музыкальной культуры и к тому же
подвергается бомбардировкам так на-
зываемых “простых" идей и “простых”
решений. Это точно так же, как в по-
литике или экономике,
иллюзии
простых решений действуют только в
люмпенизированной среде. Беда лишь
в том, что у нас большая часть населе-
ния именно к этой среде и относится.
Вот и получается, что новые сочине-
ния, новые идеи попадают в какую-то
в прошлом великую, но ныне мораль-
но отсталую культуру (представьте
себе к примеру современную Грецию),
которая к тому же кичится своим ве-
ликим прошлым, уже давно непра-
вильно его понимая.
"А М ".
Как у Анри Пуссера: “Не-
правильно понятое время мстит за се-
бя”.
.. Но не кажется ли тебе, что, быть
может, это некие общеевропейские,
экзистенциальные проблемы: конец
какого-то важного этана, разрыв ком-
муникаций?
В. Т.
Да, конечно, но в России эти
процессы ощущаются особенно остро
и болезненно, поскольку здесь про-
блемы сегодняшнего мира новых ком-
пьютерных технологий накладывают-
ся на неразрешенные проблемы еще
Iюлуфеодалы I ы х отношен ш 1.
"А М ".
Работая в журнале, постоян-
но сталкиваешься с аудиторией, в об-
щем-то неизвестной музыкантам,
с
аудиофилами, любителями акустиче-
ской красоты звучания. Какое значе-
ние имеет для тебя совершенство вос-
произведения музыки различной ап-
паратурой?
В. Т.
Для меня важнее всего арти-
стический импульс, его не заменит
никакое техническое совершенство
воспроизводящей системы. Ни элек-
троника. ни аудио техника нс заменят
настоящего, живого, боюсь даже, что
скорее убьют.
Проблема, однако, в
том, что традиционный артистизм,
как мне кажется, сегодня угасает. 1-І у
нас, и в Европе, и в Америке. Его ро-
мантическая основа, па мой взгляд,
исчерпана, и в то же время никакая
альтернатива в эпоху глобальных и
внеличпостных процессов пока не вы-
кристаллизовывается.
Для западного менталитета это веч-
ная проблема соотношения ratio и
emotio.
Уродливый перевес рацио-
нального начала там все-таки очень
ощутим как в обыденной жизни, так и
в искусстве. Преобладание рацио, не
сделавшее пи на йоту счастливее ни
одного рационалиста, и принципиаль-
ное, как знак цивилизованности, за-
глушение эмоционального мира. Это
существенно обедняет жизнь. Эмоций
даже стесняются. Мне же кажется, что
именно эмоции прежде всего и инте-
ресны в человеке, именно они опреде-
ляют меру собственно человеческого в
нем, это то единственное, что действи-
тельно индивидуально. Прочее
ру-
ки-ноги и все остальное — у всех оди-
наковое.
"А М ".
Не думаешь ли ты, что искус-
ство нового времени не интересуется
индивидуальностью просто потому,
что интересуется чем-то другим,
Н О -
в
1,1
м ? Колл е кт и ви ы м бессоз
11
ател ь-
ным. Тем, что эксплуатируют сегодня
минимализм и новая фольклорная
волна.
В. Т.
Да, конечно, только я не стал
бы называть это новым.
"А М ".
По что лично тебе интерес-
но в искусстве
всеобщее или "чело-
веческое. слишком человеческое”, ин-
дивидуализм?
В.
Т.
М не интересна полифония
веч його коллективного бессозиател ь-
ного и всегда меняющегося индиви-
дуального “слишком человеческого”.
Просто и иди в и дуальность и
арти-
стизм в старом смысле слова, арти-
стизм скрябинского толка, конечно,
остались в истории, хотя
(тонок).
..
Я
думаю, что
(шпорой жопок).
..
Шуман
(тритий тючок).
..
Скрябинский “кан-
рицизм”, например.
..
"А М ".
Канрицизм? О т слова кап-
риччио?
В. Т.
Ну да. Этот тип исполнения
уже становится своеобразной ион-
культурой. Областью классической
поп-культуры, как например исполне-
ние оперных арий тремя тенорами-
126 АудиоМагазин 1/2001
предыдущая страница 127 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 129 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст