f
r
. —
г о с т и н а я « ф о н о г р а ф »
Когда в р е м я останавливается
в своих берегах
*М»ЯЯ
Время и место действия очень
важны для понимания смысла
разговора вообщ е, и данного
в особенности. В усталый, сум е-
речно рефлектирующий в конце
года и века Петербург Владимир
Тарнопольский ворвался на
несколько мгновений: прочел
лекцию на сем инаре-ф естивале
“Звуковые пути", провел несколь-
ко консультаций для студентов
композиторского факультета, по-
сетил пару концертов и исчез. На
одном из концертов, за полчаса
до отъезда в Москву, мне удалось
в антракте задать ему несколько
вопросов. О чем можно говорить
в такой ситуации? Разумеется, о
вечном.
.. В процессе подготовки
материала к публикации, Влади-
мир Тарнопольский по поводу
многих проблем высказался
более подробно, что позволяет
рассматривать это интервью как
своеобразны й манифест.
"А М ".
К ак ты воспринимаешь на-
ступление нового тысячелетня
нет
.ти у тебя ощущения конца чего-то?
В.
Т.
Для меня мало гипнотического
в числах “00", “01” и во всем, что с ни-
ми связано, но, конечно, глядя на со-
временное состояние культуры в Рос-
сии, чест но говоря, ощущаешь во всем
некий закат. Как выглядит Интер!
Просто невозможно смотрет ь без слез.
А ведь это город величайших культур-
ных традиций. Сегодня, когда пробле-
мы экологии везде подняты на щит и
идет борьба за выживание каждой
травники, невозможно видеть, как та-
кой великий дух умирает. По это ха-
рактерно для всей нашей культуры. Я
думаю, что так происходит прежде
всего потому, что она не обрела само-
идентификации, наш менталитет
не
смог самоотождествнться в кругу со-
временных проблем, не смог найт и се-
бя в сегодняшнем времени.
РЕЗЮ М Е
Владимир Тарнопольский
один из
наиболее активных и часто исполняю -
щ ихся московских композиторов ср е д -
него поколения. Родился в 1955 году в
Днепропет ровске, учился в М осков-
ской консерватории у Николая С идель-
никова. Э дисона Д енисова и Ю рия Хо-
лопова. С реди интерпретаторов его
музыки
ведущ ие музыканты совре-
менности. Геннадий Рождественский.
Мстислав Ростропович. Инго Метцма-
хер; его музыка исполнялась такими
прославленны м и коллективами,
как
Оркестр Баварского Радио. Ensem ble
M odem . S choenberg E nsem ble; п р е -
м ьеры его сцен ических сочин ен ий
проходили во Ф ранции. Голландии.
Германии, он частый гость крупнейш их
европейских фестивалей. С реди п ре-
м ьер последних лет, вызвавш их ш иро-
кий резонанс, опера "Когда врем я вы-
ходит из берегов" (по мотивам “Трех
сестер" Чехова), с триумфальным ус-
пехом исполненная на М ю нхенском
бьеннале. Владим ир Тарнопольский
создатель Центра соврем енной музы-
ки при М осковской консерватории и
художественный руководитель ансам -
бля
“Студия новой музыки", проф ессор
М оско вско й консерват ории
Тарно-
польский также организует концерты, а
проводим ы й им фестиваль
М осков-
ский Ф орум " стал, пожалуй, самы м и з-
вестным ро ссийским фестивалем м у-
зыкального авангарда
"A M ".
И чем ты видишь специфи-
ческие проблемы музыкальной куль-
туры сегодняшнего дня?
В.
Т.
Ну. о глобальных проблемах
рассуждать не стану, а специфически
российские можно охарактеризовать,
перефразируя
вождя:
провинциа-
лизм
есть выхолощенный акаде-
мизм плюс понсоннзацня всей стра-
ны. Поясню, что я имею в виду.
Паша культура по-прежнему ото-
рвана от общемировых процессов.
Только если раньше это происходило
по идеологическим причинам, то те-
перь
уже как следствие нашей пре-
дыдущей изолированности, к которой
добавились еще и причины вполне
материальные.
Ну вот хотя бы самые вопиющие
примеры. В России пи разу не испол-
нялись даже самые известные шедев-
ры музыки послевоенного времени,
давно ставшие символами современ-
ной культуры: “Группы” Штокхаузена,
“Атмосферы" Л и сети, “ 11
рерванная
песнь" 11оно
я наугад называю сочи-
нения. написанныг уже более полуве-
ка (!) назад н изучаемые в Квроие в
общеобразовательных школах. Даже
имена
многих
композиторов,
уже
ставших классиками X X века, не изве-
стны у нас не только широкой публи-
ке. но и большинству профессиона-
лов. Не существует инфраструктуры,
необходимой для функционирования
современной музыкальной культуры,
нет поддерживаемых
государством
ансамблей новой музыки
ее глав-
ных репрезентантов, которые уже дав-
но во всем мире стали столь же тради-
1/2001 АудиоМагазин 125
предыдущая страница 126 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 128 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст