испы тательны й стенд
"A u d io
В згл яд и н ж е н е р а
Механика
Корпус аппарата представляет со-
бой жесткий короб из готового алю-
миниевого профиля; его масса доста-
точно велика, что в совокупности
с демпф ирующ ими вкладышами
в
пластмассовых ножках защищает “ на-
чинку" от вибрации. Одновременно
он выполняет и ф ункцию экрана.
Все детали, за исключением сетево-
го трансформатора, размещены на об-
щей печатной плате. Трансформатор
пропитан компаундом и снабжен за-
щитным экраном - кольцом из мед-
ной ленты.
Электроника
Приемник сигнала - чин “ Crystal
CS8414”, рассчитанный на форматы
A E S /E B U , IEC958. S /P D IF и EIAJ
СР340/1201.
Сердце устройства — Ц АП AD1865-N;
для 14 старших разрядов использует-
ся матрица R-2R, лазерная подгонка
ее элементов
позволила
получить
11
риемлемую
ТОЧ
11
()СТЬ1.
Токовый выход AD1865 работает на
простейший фильтр, подавляющий
импульсные помехи и гармоники так-
товой частоты; встроенный операци-
онный усилитель не используется.
После ііез нач ительной <|>і іл ырации
сигнал подается на ламповый выход-
ной каскад. Конечно, звук, побывав-
ший в стекле и вакууме, приобретает
чистоту и хрустал ьность — с этой точ-
кой зрения п спорпть-то не стоит, но
полезно добавить, что ламповый ка-
скад не боится импульсных помех.
Есть мелочи, которые хочется отме-
тить: “земляные” контакты разъемов
изолированы от корпуса, а “общий
провод” на плате разведен со всем
тщанием и пониманием рационально-
сти законов радиотехники. Но не все-
гда чистая наука способна подсказать
верное решение. Или нам порой не
удается расслышать эту подсказку.
Например, для корректного преоб-
разования дискретизированного сиг-
нала в непрерывный нужен фильтр
с он ределе иными характерней ж ам и.
Реализовать его в принципе невоз-
можно,
природа
вещей
позволяет
1
Прошию, инея гщг и «ши » индексом -\-Г. отлича-
ющийся меньшими шумами и нелинейными искаже-
ниями (2% прошв 4% при уровне -60 л1> на частоте
900.5 Гц).
М ихаил СЕРГЕЕВ
N o te
D A C O ne
1х"
только приближаться к идеальному
фильтру Котельникова. Заманчивым
выглядит использование цифровой
фильтрации, при которой увеличива-
ется количество отсчетов. Кажется,
ставим на выходе цифрового нередн-
скретнзагора простенький аналого-
вый фильтр
и в дамки! - только не
стоит забывать, что есть еще одни этан
преобразования "цифры” в "аналог”:
цифровой код необходимо превратить
в электрическое напряжение или ток.
Передискретизация требует повыше-
ния тактовой частоты - она достигает
десятков мегагерц.
Усложняется
и
синхронизация: для частоты 44,1 кГц
погрешность синхронизации величи-
ной в пару микросекунд останется не-
замеченной, а при частоте 1
М Гц сот-
ня наносекунд уже превратит звук в
труху. Поведение устройств в наносе-
куидиом диапазоне оказывается не
вполне аудиофильским, поэтому мно-
гократная передискретизация не все-
гда улучшает звук, хотя на первый
взгляд кажется, что воспроизведение
сигнала становится более точным.
Что делать? М ожно отказаться от
передискретизации и взять Ц АП на
основе матрицы R-2R. Тогда часто-
та коммутации аналоговых ключей
будет равна частоте дискретизации
сигнала фонограммы: 44.1
кГц для
обычного диска. Это минимально воз-
можное значение. При низкой частоте
переключения искажения, вызванные
переходными процессами в ключах,
оказываются минимальными, и низко-
частотные сигналы великолепно вос-
станавливаются. А на высоких часто-
тах искажения увеличиваются
пре-
небрежение теорией Котельникова не
проходит бесследно. Проявится этот
недостаток на частотах выше 3-4 кГц.
Несложно рассчитать или измерить
искажения на высоких частотах, вызы-
ваемые отказом от передискретизации,
гораздо труднее предсказать, насколь-
ко эти искажения ухудшат звучание и
компенсирует ли выигрыш на средних
эти потери. Сегодня точная наука не
дает нам ответа на эти вопросы.
Разработчики “A udio N ote” реши-
лись на смелый шаг: предпочли сред-
ние частоты звукового диапазона вы-
соким. Насколько они преуспели в
своих исканиях, покажет прослушива-
ние, а мы остановимся лишь на объек-
тивных свойствах устройства. ◄
Рис. 1. Спад АЧХ на высоких частотах - цена
отказа от котельниковской фильтрации
Рис. 2. Нелинейность лампового каскада
едва ли испортит звучание
Рис. 3. Спектр высокочастотного сигнала
(20 кГц) при воспроизведении “обогащается”
негармоническими компонентами
Рис. 4. Интермодуляция на высоких частотах;
ее продукты в среднечастотной области
безусловно заметны на слух
6/2000 АудиоМагазин 233
предыдущая страница 234 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн следующая страница 236 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст