м узы ка
разум, красота и сила, одно из направлении ноги), которая
стилистически оказалась даже ближе к индийской pare,
чем
Mahavishnu
Orchestra.
Скоро исполнится 25 лет со дня
выхода первого альбома этой группы - “Shakti W ith John
McLaughlin”.
При прослушивании альбома возникает очевидная ассо-
циация с работами другого мастера протяженной импро-
визации
Джона Колтрепиа. Подобно Колтрейиу, М ак-
Лафлин всегда тяготел к затянутым формам, характерным
для традиционной индийской музыки, и к их интегра-
ции в более привычные
для Запада методы гармо-
нического, мелодического
и ритмического построе-
ния.
Для обоих живым зве-
ном, связующим Запад
и
Восток,
стал
Рави
Шанкар, получивши и
известность благодаря
глубокому
влиянию,
оказанному им на экс-
“битла” Джорджа Хар-
рисона. Шанкар произ-
вел впечатление на многих западных испол-
нителей, его готовность к контактам двух культур
оставила след на целом поколении, включая его со-
временников, учеников и музыкальных последова-
телей. Это касалось и остальных участников
Shakti,
среди которых был племянник Рави Шанкара скри-
пач Леви Шанкар.
В
Shakti
импровизационный талант Мак-Лафлина
раскрылся наиболее полно. Учитывая, что за-
тянутые импровизационные проходы (так
называемые джеммпнгз) освобожда-
ют музыку от традиционных
гармонических струк-
тур в соответствии с
І ІЗ.МЄИЯ Ю Ш Н М I іся мело-
диями, неуд
И В И ГЄЛ Ы I о,
что
Shakti
стал живой за-
писью, так же как и боль-
шинство опусов Колтрейна
времен 60-х. Время стирает
культурные и национальные
различия, и сейчас мы можем
просто наслаждаться мастер-
скими импровизациями, вели
коленной сыгранностью музы-
кантов и неожиданными ходами в
исполнении - элементами, присущими как индийской му-
зыке. так и джазу.
Впрочем, экспериментируя в области синтеза музыкаль-
ных традиций Востока и Среднего Запада. Мак-Лафлин за-
шел дальше, чем Колтрейн. Это был не просто интерес к но-
вым формам и новому духу, так увлекший Джона, скорее -
полное погружение человека в иную культуру, его добро-
вольная трансформация в ходе этого погружения.
Играя в окружении индийских музыкантов с их экзоти-
ческими инструментами, Мак-Лафлин даже переделал
свою акустическую гитару, приведя ее в большее соответст-
вие с приближенной к индийским традициям музыке
Shakti
: она стала настолько похожей на ситар, насколько
это было вообще возможно. Вернее, на вину - индийский
струйный инструмент, родственный ситару, с дополни-
тельным резонатором и подвижными ладами. Эта преобра-
хард-рока, мелодические при-
емы из арсенала восточных п ин-
дийских
музыкантов,
неожиданные
сбивки ритма, намеренные модуляции в дру-
гие тональности, атональные выходы из основной гармо-
нии. Блистательные но композиторскому решению, безу-
пречно аранжированные композиции группы привлекли к
ней множество поклонников, которых помимо всего проче-
го притягивала манера игры лидера
Mahavishnu Orchestra
:
вне всякого сомнения, Джон Мак-Лафлин и но сей день
остается непревзойденным гитаристом, соперничать с ко-
торым мог разве лишь Фрэнк Заппа, а подобной фили-
гранной техникой в роке, пожалуй, вообще больше никто
не обладает. Отдельные гитаристы, возможно, и достигали
беглости пальцев Мак-Лафлина, но но лиричности испол-
нения и оригинальности прочтения материала равных ему
практически нет. Появление
Mahavishnu Orchestra
стало на-
стоящей сенсацией, открыв в рок-музыке новую эру джаз-
рока, а первый альбом сразу же попал в двадцатку хитов в
СШ А.
После выхода третьего альбома группа распалась. М ак-
Лафлин записал диск с другим учеником Шрн Чиммоя
Карлосом Сантаной (ему гуру присвоил имя Ливадии); он
продолжал использовать название
Mahavishnu Orchestra
для целого ряда групп, работавших в манере оригинально-
го коллектива. Но. несмотря на все усилия Махавишну. ни
один из этих “оркестров” не имел такого успеха, как самый
первый. В 1975 Джон Мак-Лафлин расстался как с гуру,
так и с именем Махавишну; но вместе с тем организовал
акустическую группу
Shakti
( “Ш акти”— созидательный
140 АудиоМагазин 6/2000
предыдущая страница 141 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн следующая страница 143 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст