м узы ка
Архип ДЕНГЕР, ЭЛФ И
В
о
второй половине X X века западная цивили-
зация, всегда проявлявшая интерес к культуре
Востока, испытала настоящее вторжение ориен-
тальной философии, религиозных направлений, искус-
ства. Коснулось ото и музыки, в частности джазовой.
Учитывая присущее джазу тяготение к импровизации,
неудивительно, что появились исполнители, увлеченные
музыкой Востока.
Основным отличием классической индийской музыки от
западноевропейской является то, что она от первой до по-
следней ноты
плод импровизации людей, совместно му-
зицирующих в рамках раги.
Рага является мелодиче-
ской формулой, как. ска-
жем. западноевропейская
гамма. Насчитывается не-
сколько сотен
разновид-
ностей раги и приблизи-
тельно столько же разно-
видностей
ритмических
фигур, исполняемых удар-
ными, которые сопровож-
дают либо игру на других
инструментах
ситаре1
(вине), флейте,
либо, вокал. Это музыка настроения
здесь
и сейчас,
и, отзвучав, она исчезает в небытии. 11ечто подобное
характерно для любой джазовой импровизации, обыгрыва-
ющей гармонию и мелодию "эвергрина”. Можно проследить
также аналогию с блюзом — только, в отличие от одной-
единственной блюзовой гаммы, выражающей “печаль” ис-
полнителя, в pare огромное количество таких “гамм”. В ин-
дийской эстетической теории para связывалась с одним из
девяти психоэмоциональных состояний, называемых “раса”.
Среди музыкантов, вдохновленных джазом и блюзом,
множество выдающихся личностей, пытавшихся синтези-
ровать музыку Востока и Запада. В том числе — Джон М ак-
Лафлин (в интерпретации известного джазового критика
Ефима Барбана
Мак-Локлип2).
1
Ситар - индийский струйный инструмент.
2
Вполне правильным является один из двух вариантов написания этой фамилии:
ортодоксально-шотландский клановый вариант Мак-Лохлнн или равнозначный
ему обшееаксонскмп Мак-Локлип. Однако наиболее известен музыкант именно
как Мак-Лафлин.
Гитарист, ком-
позитор,
аран-
жировщик Джон
Мак-Лафлин ро-
дился
4 января
1942 года в граф-
стве
Йоркшир,
Великобритания,
в семье профес-
сиональных
му-
зыкантов.
Его
мать
играла
на
скрипке, а Джои с 9 лет учился иг-
рать на фортепиано. Затем он само-
стоятельно освоил игру на гитаре.
Свою карьеру Джон начал в груп-
пе
Big Peie Deuchar,
исполнявшей
традиционный джаз. В середине
60-х Джон присоединился к
британскому ритм-эид-блюзо-
вому движению и играл вна-
чале в группе Грэхема Бонда (с
Джеком Брюсом), чуть позже
в группе
Херби Гойиза и с Брайаном Оджером, а затем в
качестве сессионного музыканта работал в самых раз-
ных коллективах. В 1968 Мак-Лафлин переехал в СШ А,
где продолжал выступать как сессионный исполнитель.
Вскоре на талантливого гитариста обратил внимание Тони
Уильямс, и Джон вошел в состав его группы
Lifetime,
где иг-
ра.! выдающийся клавишник Ларри Янг. Спустя год гита-
риста пригласил сам Майлз Дэвис, и он принял участие в
записи двух альбомов — “Bitches Brew” и “In A Silent Way”,
что сразу же сделало его весьма заметной фигурой в мире
джаз-рока.
В 1969 Джон выпустил свой первый альбом — “Extra-
polation”, записанный в Англии с участием джазовых музы-
кантов; для создания второго диска он пригласил известно-
го ритм-энд-блюзового барабанщика Бадди Майлза, про-
славившегося работой в группе Джими Хендрикса, а для
записи третьей сольной пластинки — студийного барабан-
щика Билли Кобхэма (игравшего в группе прогрессивного
рока
Dreams
и с Майлзом Дэвисом), ветерана группы
Flock
скрипача Джерри Гудмэна, а также индийского исполните-
ля на табле3 Алла Ракха. Сразу же по выходе этого диска
( “М у Goals Beyond”, 1971) Мак-Лафлин организовал груп-
пу
Mahax'ishnu Orchestra.
Джона Мак-Лафлина всегда интересовала восточная фи-
лософия и религия, и привело это к тому, что в 60-х он всту-
пил в Английское Теософское Общество. Весной 1970 он
стал личным учеником гуру Ш ри Чинмоя, под влиянием
которого изменил свое имя, добавив к нему приставку “Ма-
хавишну” (что означает “божественное сострадание, сила и
справедливость”). Мак-Лафлин не был предан избранному
пути исключительно в сфере творчества - его убеждения
отразились на всем образе его жизни.
В концепции
Mahavishnu Orchestra
прослеживалось явное
влияние Майлза Дэвиса, однако Мак-Лафлин сумел значи-
тельно расширить рамки джазовых традиций: в структуру
своих композиций он вводил элементы традиционного
3
Тайла
индийский ударный инструмент.
6/2000 АудиоМагазин 139
предыдущая страница 140 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн следующая страница 142 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст