h
м узы ка
они там это все делают. Как кое-что и
не получается. Кремер слегка фаль-
шивит. М айский пережимает, мачо.
Аргернх ритмически нервничает. П о-
сле концерта они сами, наверное, бы-
ли не вполне довольны.
После
такою
кино — документаль-
ного. едва не перекрывающего (или. ес-
ли в безнадежно прошедшем времени
концерта, перекрывшего) художест-
венную правду Шостаковича.— только
отъявленные насмешники и постмо-
дернисты могут сыграть
такой
бис.
“ Патетическое танго" Петера Кизевет-
тера сделано из: 1) р. н. и.' “Очи чер-
ные”. 2) заключительной темы первой
части Скрипичного концерта, 3) арии
Гремина “Любви все возрасты покор-
ны" и 4) побочной темы первой части
Шестой симфонии. “ Патетической"—
откуда п бессовестное название. Бессо-
вестное
потому, что все это лихо
вправлено в разболтанное танго. М ы
любим танго, потому что любим: а)
Пьяццолу и б) все такое нехорошее,
дьявольское у Ш нитке. И еще. Нам
страшно после двух основательных
гробовых плит
Николаю Р убин-
штейну и Ивану Соллертинскому.
Хотя.
.. Когда слушаешь диск цели-
ком, потрясение, вызванное Ш остако-
вичем. смягчается и утишается Чай-
ковским. Подумать только: право, как
же уютны были в его время и жизнь, и
самая смерть!
Но и это обман. Опора на устойчивые
формы (сонатную, вариационную и др.)
была для людей X IX века (и уже
Чайковского времени) делом само со-
бой разумеющимся. Свободные же
формы применялись в фантазиях — на
литературные и живописные сюжеты.
11ли когда надо было подчеркнуть э к-
зотичность музыкального материала
(например, условно-восточного).
Из сегодняшнего дня главенство
правильных построений приобретает
совершенно иной смысл. Сегодня (по-
сле того же Ш остаковича) уже не
осталось материальных преград в виде
стабильных музыкальных форм меж-
ду людьми и неведомыми сущностя-
ми. о которых они хотели бы ничего не
знать. Метамузыкальный смысл (если
таковой вообще бывает) классицизма
заключался в том, чтобы предоставить
человеку убежище и спасение в кри-
сталл и чес к и х постройках.
Убежище и спасение — тот же уют.
В том числе и звуковой. И в звучании
трио Аргерих — Кремер — М айский
есть
принципиальная разница между
Чайковским и Ш остаковичем. М ежду
похоронными речами комнатной тем-
пературы — и отважным моргом. Бис.
1
Русской народной песни.
Mozart
Requiem
Мона
Юлсруд,
Вилке
те
Брюммелструте, Зехер Ван-
дерстеене, Иелле Драйер
Эухен
Ливен
д ’Абелардо,
plainchant leader
Netherlands Chamber Choir
Orchestra of the 18th Century
Дирижер Франс Брюгген
(+ Траурная масонская музыка
KV 477, Adagio для 2 кларне-
тов и 3 бассетгорнов KV 411)
Запись с концерта 20 марта
1998
года
в
Metropolitan
Art
Space, Токио
Звук: NHK Television, Эва Блан-
кенспоор, Йохем Хенен
Clossii Music CCI) 92110') (special limiter! edition)
04:59
1999 го<)
Mozart
Requiem
Монсеррат Фиге рас, Клаудия
Шуберт, Герд Тюрк, Штефан
Шрекенсбергер
La Capella Reial de Catalunya
Le Concert des Nations
Дирижер Хорди Саваль
(+ Траурная масонская музы-
ка KV477)
Звук: Пьер Верани, Андре Пье-
ретт, КлэрЛюан
A u vid is Fontalis ES 9915
jO.üj
1992/1998
Кипячение белых одежд
Эту музы ку пользуют все. Все боль-
шие дирижеры академической тради-
ции играли и записывали моцартов-
ский Реквием. Есть записи Реквиема
и у крупнейш их аутептпетов — Н ико-
лауса Арнонкура, Кристофера Хогву-
да, Джона Элиота Гардинера, Уильяма
Кристи. Ф илиппа Херевега. Тона Ко-
онмана, Ж ана-Клода Мальгуара. По-
пулярность Реквиема, его полнейшая
заигранность ставит перед каждым
дирижером проблему: как очистить
это произведение от, так сказать, мо-
цартолюбивых коллег? Как вернуть
свежесть этому муз. имуществу, бес-
счетно побывавшему в употреблении?
В принципе, подходов два с полови-
ной.
Половина — извлечь что-либо из са-
мого текста. Чисто исторически. С ка-
жем, Николаус Арнонкур кропотливо
разбирался в манускрипте, и многие
места в его записи звучат совсем по-
другому, нежели в привычной версии,
ставшей “официальной”. Самый ради-
кальный шаг в этом направлении сде-
лал Кристофер Хогвуд. Из O fferto-
rium. Sanctus и Agnus он вообще не за-
гшеал пн единой ноты, сочиненной
учеником Моцарта Францем Ксаве-
ром
Зюсмайром.
Зато
последняя
часть, законченная Моцартом.
Lacri-
mosa — переходит в версии Хогнуда
(и.ш музыковеда, на изыскания кото-
рого он опирался) в весьма сомни-
тельную но музыкальным достоинст-
вам фугу.
К самой интерпретации с|эедн аутен-
тиетов
наблюдается
два
подхода.
Первый.
П ривязать звуковой
мир
Реквиема к барочным прототипам
как богослужебным, так п оперным.
Так поступает большинство перечис-
ленных дирижеров — Арнонкур, Кристи,
Коопман. Наиболее смел и последова-
телен здесь Малыуар; его Реквием2
самый темный: архаическим саундом,
разъятым оркестровым пространст-
вом и французским стилем он вообще
не напоминает никаких сочинений
Моцарта. Второй. Взять от академи-
стов (Бернстайн. Караян. М ути и др.)
темпы, характер движения - в общем,
опорно-двигательный аппарат. В це-
лом. И - срезать звездный самопоказ.
срезать всю акустическую шелуху. О т-
крыть ядро интерпретации, от которо-
го отталкиваются все,— тот звуковой
образ, который, хотят аутентисты пли
нет. сложился и у них (пусть даже они
пытаются противопоставить ему не-
что иное).
Саваль представляет первый под-
ход, Брюгген
второй. Запись Сава-
ля, как всегда, студийная; сделана в
1991 году в Доминиканской церкви
Гюбвиллера, Эльзас. Запись Брюгге-
на, как всегда, с концерта; причем на
этот раз (в отличие от обычного места
записи
зала M uziekcentrum Vreden-
burg в Утрехте), из токийского M etro-
politan A rt Space. Замысел обложки
диска весьма красив: в его основе
японская ширма на сюжет “ Прибытие
католических миссионеров ко двору
императора". А из. Реквиема сделано
некое подобие настоящей заупокой-
ной службы: пригласили католическо-
го иона из Испании, и тот поет вместе
с тенорами и баритонами из хора три
развернутых plain chant: Introitus (пе-
ред началом), Tractus (после секвен-
ции Dies irae, то есть ее последнего но-
мера, Lacrimosa) и O ffertorium
пе-
ред Sanctus.
В григорианском напеве слух смутно
угадывает фрагменты моцартовских
тем. Моцарт каждый раз приходит как
разрешение - от бремени Слова спе-
того. После ужасов Dies irae (то есть
после Lacrimosa) Tractus принимается
радостно, как освобождение от навяз-
чивых состояний грешника. Вслед за
2 Очень
рекомендую послушать!
134 АудиоМагазин 6/2000
предыдущая страница 135 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн следующая страница 137 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст