над не нносятої дополнительные гар-
монические
И
И
11
терм
<
>ду л я и и о и и ы е
продукты. К тому же рандомилация
фа;з в идеальном случае не изменяет
ЛЧХ воспроизводящей системы.
Инерционно-нелинейные преобра-
зования в окружающей пас акустиче-
ской среде не встречаются, поэтому
слух к ним совершенно не приспособ-
лен. К несчастью аудиофилов, такие
преобразования наблюдаются в аппа-
ратуре. Самым неприятным является
то. что физиологически они действуют
наподобие компьютерных
вирусов:
вызывают “заторы” в слуховом отделе
мозга, разрушают полученные им му-
зыкальные сообщения и т. и. Причи-
ной особой вредности .этих искажений
оказывается специфическое сочета-
ние нелинейности и инерционности
звеньев аппаратуры. Их не следует
путать с гармоническими и интермоду-
ляционными искажениями, возника-
ющими в результате действия так на-
зываемой резистивной нелинейности.
Спасибо Порберту Винеру за под-
сказку — сам бы я до отого не додумал-
ся, а также за открытые им иитегро-
дифференциальные уравнения, пред-
ставляющие особую разновидность
рядов Тейлора. Именно эти ряды, поз-
же названые рядами Вольтерра
Ви-
нера, позволяют математически строго
описы вать рассматрі і наем ые я вл сі і пя.
.
С популярным изложением теории
инерционной нелинейности, правда
без рассмотрения аномальных ее про-
явлений (исклю ченны х цензурой с
участием О М О Н а), Вы можете позна-
комиться в книге советского ученого
Б. М. Богдановича1.
В аудиоаппаратуре инерционно-не-
лш іеіі
11
ые і іскажеп пя сосредоточеі і ы:
в транзисторных усилителях; про-
являются они как
пас
-
интермодуляци
-
о ч н ы е
. называемые также
тепловыми
;
в корректирующ их усилителях
(содержащих цепь RIAA); проявляют-
ся как слегка расплывчатая артикуля-
ция баса, затемнение или “жухлость"
звучания верхнего регистра;
— в электрических фильтрах, пред-
назначенных для ограничения высоких
частот; искажения проявляются как
нарушение артикуляции баса, ж у х -
лость, вульгарность, неприятная окра-
ска звука ниже частоты среза фильтра;
заметность этих явлений нарастает с
увеличением порядка фильтра;
в 114-громкоговорителях дина-
мического типа с небольшой диафраг-
мой (а значит, с чрезмерной ампли-
тудой ее смещения); искажения вос-
11
рн
11
има ются как і ісч л енораздел ы гое
но*усилмтелы
1
ых устройствах. М.
. 1980.
“буханье” на частоте основного резо-
маиса м еще как потеря масштаба, ос-
новательности звучания;
Разумеется, приведенный мною пе-
речень
не полный.
8.
В ка к о й м о р е т е р м и н “вр ем ен н о е
о к н о " п р и м е н и м к м у зы к а л ь н о м у с и гн а -
л у ? В едь окн о эт о н е п р е р ы вн о д ви ж ет -
ся вд о ль оси вр е м е н и вм ест е с м у з ы -
ка л ьн ы м си гн а ло м , а зн а ч и т , р а н д о м и -
за ц и я ф а з п р о и с хо д и т т акж е п о всей
оси вр е м е н и . П о луч а ет ся , чт о п о н я т и е
“вр е м е н н о е о к н о " т е р я е т см ы сл. Если
В а м н е в т яго ст ь, объ ясни т е, где в м о -
и х р а с с у ж д е н и я х п р о т и во р е ч и е?
"Временное окно" никуда не дви-
жется. В этом движении просто нет
необходимости, так как соотношение
фаз спектральных составляющих пре-
допределено ’ для прошлого, настоя-
щего и будущ ею — для любой точки
на оси времени. По существу это озна-
чает, что в виртуальном мире спектров
Ф урье такой координаты “ прожива-
ния". как
вр е м я ,
нет*’. В связи с этим
рандомизация фаз не может происхо-
дить последовательно, перемещаясь
вдоль оси времени.
В нашем случае временное окно
устанавливает лишь границы рассо-
гласования начального соотношения
фаз музыкального сигнала при рандо-
мизации. Если эти пределы не уста-
новлены, то есть фазам дозволено раз-
бегаться как угодно, то такая рандо-
мизация превратит любой, в том числе
и музыкальный, сигнал в стационар-
ный шум. Например,
белы й ш ум
мож-
но рассматривать как следствие ран-
домизации фаз спектральных состав-
ляющ их
ед и н и чн о го
(то есть самого
короткого) импульса. М ногим Легче
воспринять рассогласование фаз спек-
тральных составляющих, выраженное
в угловых единицах. При использова-
нии этой формы рассогласования ин-
тереса к путешествиям в движущемся
окне времени по виртуальному миру
Фурье, во всяком случае у специали-
стов, не возникает.
Выражение допустимого рассогла-
сования фаз через временной интер-
вал было использовано мной только
из соображений удобства, поскольку в
этом случае фазовое рассогласование
нс нужно привязывать к частоте снек-
трал ы I ых составляющих.
1
Лихницкий
Л. А/ Рандомизация и нопросах и отпе-
гах
“ЛМ " Ж 5 (34) 2000.
152 153.
н Мое утверждение верно до тех пор. пока никто не
предложил использовать
переменный во времени «ра-
зовый спектр (переменный во времени амплитудный
спектр
и
переменный спектр плотности мощности
используют уже давно).
)
Серия 9500II Stud»oMonrtof
)
95-106II
)
Control Monitor
2300.00
Э З Ш Ш Я Е П Ж
95-11211
Studio Monitor
8700,00
95-115II
Studio Monitor
It 500.00
95-21211
Studio Monitor
14000.00
Серия Colosseum
Studio Monitor
МММ B u tte
КО М П А Н И Я « М Е Х Х »
официальный дистрибьютор
Тел.; (095) 290-3109/6007, факс: (095) 290-2579,
www.zingali.itwww.next-hifi.ru
предыдущая страница 132 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн следующая страница 134 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст