ауди окл уб
>
Анатолий ЛИХНИЦКИЙ
дсхмызаиия
вопросах и ответах
(продолжение)
И письмах читателем но поводу ста-
тьи
“Формула относительности звука”
мне часто предлагают продать "Те1е-
йигкеп 0770 \ \ ’К К " да 100 условных
единиц. Эти предложения, как. впро-
чем. н означенная цена, огорчают меня.
Я разочарован гем. что большинство
читателей не смогли увидеть
бесцен-
ность
созданного учеными немцами в
период с тридца тых годов до окончания
Второй мировой войны.
По есть письма, которые вселяют
оптимизм. Интересные вопросы, за-
ставившие меня дать обстоятельные
ответы, задал мне С. Поляков из М о-
сковской области.
1. Почему Вы не приметит к тести-
рованию “Телефупкена” Вашу методи-
ку, изложенную в книге
“Качество .ту-
ча ния ”?
Подробное описание качества зву-
чания “Телефупкена" я отложил до
опубликования новой методики аудио-
зкенертизы, которая, надеюсь, не бу-
дет противоречить изложенному в
книге “ Качество звучания". Принци-
пиально новым является то. что мне
наконец удалось найти ключи от входа
в мир подсознательного восприятия
музыки. В процессе аудиозкепертизы
"1)770” я с нх помощью приоткрыл за-
весу над тем. как ученые немцы влия-
ли на качество звучания с помощью
изменения тех его признаков, которые
воздействуют исключительно на под-
сознание, то есть работают на втором,
третьем и четвертом уровнях восприя-
тия. Ждите публикацию повои мето-
дики тестирования!
2. С загрязнением музыки все попятно,
а вот как музыки может быте больше
или меньше
- не вполне. Мотет быть,
речь идет об эмоциональном отклике?
Восприятие
музы ки
выражается
прежде всего во внутреннем эмоцио-
нальном отклике. Но это не полная
картина. Уменьшение количества му-
зыки, ее
убывание,
еще и осознается:
как потеря
ясности
звучания и других
признаков первого уровня восприя-
тия. Вопросов в отношении убывания,
мне кажется, возникать не должно, по-
скольку эти потери, как и общее ощ у-
щение убывания музыки, не противо-
речат представлениям о неуклонном
росте
энтропии
сообщений.
Увеличение
количества
м узы -
ки. также проявляющееся па уровне
ощ ущ ений,
аномальный феномен,
изучение которого, как оказалось, до-
вольно-гаки затруднено. Дело в том.
что эти ощущения складываются из
элементов, находящихся на более вы-
соких, чем первый, уровнях восприя-
тия.
а значит, в сознании они ие про-
ецируются.
Если не вступать в противоречие с
теорией информации, этому феномену
можно предложить только одно объяс-
нение: вместо реальных ощущений на
сцене сознания действует
иллюзия
вос-
становлс!
111
я утраченной музыки.
В формировании згой иллюзии од-
ну из главных ролей играет слуша-
тельское воображение. Более подроб-
но об этом феномене читайте в “А М ”
№ 5 (34) 2000. с. 150.
3.
Из моего личного опыта: музыка,
звучащая издалека, обычно более при-
влекательна для слуха —
кажется,
что музыканты играют лучше, чем в
действительности. Это то, о чем Вы
пишете, или нечто совсем другое?
Ваш личны й опыт иллюстрирует
мой тезис о роли воображения в про-
цессе восприятия музыки, хотя, я ду-
маю, еще в большей степени он под-
тверждает мысль, высказанную М ар-
селем Прустом1: "Места, которые мы
знати, существуют лишь на карте, на-
рисованной нашим воображением.
.."
4.
Чем на Ваш взгляд будет отличать-
ся звучание гипотетической системы,
у которой количество музыкального
мусора нише порога эмоционального
восприятия, при отсутствии рандо-
мизации фаз от звучания реальной
воспроизводящей системы, в которой
рандомизация фаз осуществлена?
11а самом деле такой эксперимент
нетрудно поставить. Гипотетической
воспроизводящей системой, свобод-
ной от рандомизации фаз. может слу-
жить заглушенная камера, где играют
живые музыканты. А рандомизации
фаз в реальной системе можно до-
стичь, разместив систему в не очень
большом, но оптимальном с акустиче-
ской точки зрения концертном зале.
Я не знаю, в чем конкретно будут
выражаться отличия сравниваемых
звучаний, по думаю, что живому звуку
слушатели предпочтут аудиосистему.
Правда, при условии, что упомянутая
аудиосистема, так же как и используе-
мая в эксперименте звукозапись, не
будет перегружена музыкальным му-
сором.
Предполагаемые результаты подоб-
ного опыта подсказывают, что вне за-
висимости от того, является звучание
натуральным
или
искусственным,
слушатель будет оценивать его каче-
ство в первую очередь но количеству
м узы кального
мусора
(составляю-
щего знаменатель формулы звука).
Убывание м узы ки (учитываемое в
числителе), если оно относительно
невелико, играет в формировании это-
1
М. Прист.
В поисках за утраченным временем, т. I
( И сторону Свана). Л.
. 1934. с. 193.
6/2000 АудиоМагазин 129
предыдущая страница 130 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн следующая страница 132 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст